Коммерческий транспорт — основа современного бизнеса, обеспечивающая грузовые и пассажирские перевозки, работу специальной и строительной техники, а также бесперебойную работу предприятий.
В условиях высоких цен на топливо и постоянной потребности в экономии вопрос выбора оптимального типа топлива становится для предпринимателей и транспортных компаний как никогда актуальным.
На практике наибольшее распространение получили две альтернативы — дизель и газ (метан или пропан-бутан). Рассмотрим подробно плюсы и минусы каждого варианта, чтобы прийти к наиболее рациональному решению.
Стоимость топлива и экономическая эффективность
Первый и один из главных факторов при выборе типа топлива — его стоимость. В России дизтопливо традиционно дороже бензина, однако большинство коммерческого транспорта предназначено именно для работы на дизеле ввиду лучшей тяговитости и экономичности. Газ же, особенно метан, существенно дешевле дизеля на заправочных станциях, а также может устанавливаться в качестве дополнительного оборудования на дизельные двигатели.
Однако следует учитывать не только стоимость за литр или кубометр топлива, но и реальный расход на 100 километров пробега, заправочные интервалы, расходы на обслуживание топливной аппаратуры. Дизельное топливо отличается более высоким КПД и меньшим расходом по сравнению с бензином и даже газом (переведённые на метан или пропан двигатели обычно увеличивают расход на 10–15%). Но за счёт низкой стоимости метана итоговая сумма в некоторых случаях оказывается выгоднее именно у газового транспортного средства. Не стоит забывать и про региональные особенности: доставка дизельного топлива по Московской области организуется быстро и удобно, что снижает простои коммерческого транспорта и издержки, связанные с логистикой.
Эксплуатационные особенности дизеля
Дизельные двигатели по праву считаются эталоном надёжности и выносливости для коммерческой техники. Они способны работать на низкооборотистых режимах, обеспечивая высокий крутящий момент, что крайне важно при перевозке тяжелых грузов, работе в сложных дорожных и климатических условиях. Чистый дизель при регулярной замене масла и фильтров обеспечивает пробег двигателя до капитального ремонта в среднем 500–700 тысяч километров, а для крупной техники — до 1 миллиона километров и более.
Дизель практически не подвержен значительным перепадам мощности независимо от температуры окружающей среды. Отечественные морозы зачастую становятся испытанием для газовой аппаратуры, в то время как современные дизельные присадки и зимние сорта топлива позволяют стартовать двигателю даже в сильный холод. Для сектора перевозок и строительных предприятий это – значимый плюс в пользу дизеля.
Сервисная инфраструктура для дизелей развита практически во всех регионах, исчезает проблема поиска качественного топлива или запчастей. Мобильные топливозаправщики, системы учёта расхода, сервисы предварительной заправки — всё это упрощает жизнь владельцам дизельных машин и снижает расходы.
Преимущества и недостатки газа
Газовые системы на коммерческом транспорте появились относительно недавно, но быстро набирают популярность вследствие экономических и экологических выгод. Перевод транспорта на газ позволяет существенно снизить расходы на топливо: метан обходится вдвое, а иногда и в три раза дешевле дизеля. Газ сгорает чище, меньше образует копоти, выбросов оксидов азота и других вредных веществ. Для компаний, заботящихся об экологическом имидже, это становится важным аргументом за внедрение газовых технологий.
Однако на сегодняшний день газовое оборудование остаётся сложнее по конструкции и технологичнее в эксплуатации. Требуется регулярная проверка герметичности, тщательный контроль за состоянием баллонов и магистралей. Важно учитывать и тот факт, что при переходе на газ двигатель теряет часть мощности (до 10%), это может сказаться на эффективности работы под полной нагрузкой. Также газовое топливо не везде доступно: сеть метановых заправок в России пока далека от развитой (особенно за пределами крупных городов), что ограничивает зоны работы транспорта.
Установка и регистрация газобаллонного оборудования требуют дополнительных затрат, времени и юридического оформления, а гарантия заводов-изготовителей на двигатель чаще всего аннулируется (если речь идёт о дооснащении).
Техническое обслуживание и ресурс двигателя
Дизельные двигатели при правильном обслуживании отличаются долгим сроком службы, малым износом, устойчивостью к тяжёлым условиям работы. Газовые системы предъявляют чуть более высокие требования к регулярной диагностике оборудования, а любое несоблюдение правил эксплуатации может привести к потере тяги или даже выходу из строя.
Что касается достоинств газа, он более “щадяще” воздействует на цилиндро-поршневую группу — отсутствие нагарообразования сокращает износ, а замена масла требуется реже. Но все плюсы по ресурсу двигателя будут реализованы только при строгом соблюдении технических норм, эксплуатации на качественном топливе и при наличии регулярного обслуживания квалифицированным техническим персоналом.
Безопасность эксплуатации
С одной стороны, дизельное топливо менее взрывоопасно, не испаряется при нормальной температуре воздуха и менее подвержено возгоранию по сравнению с бензином и даже пропан-бутаном. Газ же требует строгого контроля за состоянием оборудования, особенно баллонов и магистралей, поскольку утечка газа может привести к взрывам или отравлению. Строгое следование инструкции, допускам и периодическим проверкам сведёт риск к минимуму, но человеческий фактор всё равно остаётся.
Выводы: что выгоднее для бизнеса?
И дизельный, и газовый транспорт имеют свои плюсы и минусы. Дизель остаётся оптимальным выбором для тяжёлых условий, крупных пробегов и работы в удалённых регионах, где удобнее организовать бесперебойную поставку топлива и сервисное обслуживание. Газ подходит для работы по фиксированным маршрутам, в пределах города или между крупными населёнными пунктами, где есть развитая инфраструктура АГНКС. На практике многие предприятия рассматривают гибридные варианты — дизельный двигатель с возможностью работы на газе, чтобы сочетать плюсы обеих технологий.
Принимая решение, предприниматель должен оценивать не только цену топлива, но и все эксплуатационные, юридические, сервисные особенности, потенциальные риски и выгоды, а также учитывать грузоподъёмность техники, условия работы и географию маршрутов.