Из 6,7 млн кв. м недвижимости, возводимой по московской программе МПТ (программа создания мест приложения труда), на торговую и гостиничную приходится всего 380 тыс. кв. м или 6% общей площади по подписанным соглашениям.
В декабре 2019 года в Москве была запущена госпрограмма по стимулированию жилых застройщиков на создание рабочих мест за пределами ТТК, которая стала одним из ключевых драйверов развития рынка коммерческой недвижимости. На конец июня 2025 года Правительством Москвы было заключено более 150 соглашений с инвесторами, в рамках которых будет построено более 200 новых объектов. Совокупный объем строительства составит 6,7 млн кв. м недвижимости.
По данным консалтинговой компании IBC Real Estate доля торговой недвижимости в структуре проектов по программе МПТ составляет всего 5%, что связано с текущей рыночной конъюнктурой, которая не предполагает активного строительства крупных торговых центров. Ввиду тенденции на децентрализацию ключевым направлением развития города является сегодня торговая недвижимость районного формата. А с учетом роста стоимости строительства и сложной экономики новых торговых объектов, ключевым способом запуска новых проектов становится строительство торговой недвижимости в рамках МПТ. Гостиницы представлены в еще более меньшем объеме – всего 1%, что обусловлено спецификой сегмента, сложностью управления и эксплуатации, а также более низким коэффициентом льготы в 0,5, что делает их менее привлекательными для девелоперов.
Более чем за 5 лет существования программы было подписано более 150 соглашений с 55 девелопером, объекты торговой недвижимости из которых реализуют только 11, объекты гостиничной недвижимости – лишь 3. Совокупный объем площадей проектов торговой недвижимости по подписанным соглашениям исходя из расчета общей площади зданий составляет 332 тыс. кв. м, гостиничной – 48 тыс. кв. м. Пик подписания соглашений, где представлена торговая недвижимость, пришелся на 2021 год, когда суммарно было подписано 120 тыс. кв. м.
Динамика подписания соглашений города и инвесторов о создании мест приложения труда, где представлены объекты торговой и гостиничной недвижимости, тыс. кв. м
Источник: IBC Real Estate
Если говорить о первых результатах программы, на конец июня 2025 года введено в эксплуатацию 3 объекта суммарной арендопригодной площадью 66 тыс. кв. м. Все введенные объекты – торговые центры: Кузьминки Молл (GLA: 33,0 тыс. кв. м), Botanica (GLA: 28,5 тыс. кв. м), Среда.Царицыно (GLA: 4,8 тыс. кв. м).
ТЦ, реализуемые по МПТ: существующие объекты
Источник: IBC Real Estate
Еще 9 ТЦ находится на этапе стройки или планирования. При условии ввода всех запланированных объектов, объем качественной торговой недвижимости столицы в ближайшие несколько лет увеличится еще на 144 тыс. кв. м арендопригодной площади или 206 кв. м общей площади благодаря программе МПТ.
ТЦ, реализуемые по МПТ: строящиеся и планируемые объекты
Источник: IBC Real Estate
На конец июня не было введено ни одного гостиничного объекта по МПТ. На этапе строительства и планирования находятся 3 объекта, 1 из которых – Emotion от ГК Основа – предполагает строительство комплекса апартаментов.
Гостиницы, реализуемые по МПТ: строящиеся и планируемые объекты
Источник: IBC Real Estate
Строительство отелей по программе МПТ ограничено, поскольку гостиничные объекты являются наиболее дорогими с точки зрения стоимости строительства и сложными в эксплуатации и управлении, по сравнению с другими сегментами коммерческой недвижимости. При этом важно учитывать таже и то, что драйвером развития туристской отрасли выступает государственная поддержка федерального уровня. Помимо программы МПТ, применяются иные меры господдержки различных уровней, ключевой из которых является программа льготного кредитования для строительства гостиниц (Постановление №141). Так, один из трех гостиничных объектов, реализуемых в рамках программы МПТ, также получил льготное кредитование по Постановлению №141 – гостиница в районе Нагатинский Затон от Region Developments (600 номеров). Постановление было подписано в 2021 году, тогда же гостиничную недвижимость включили в программу стимулирования создания МПТ.
«Сегодня на столичном рынке торговой недвижимости происходят единичные анонсы о строительстве новых объектов, а значительная часть ввода обеспечена открытием ТЦ, запуск которых неоднократно откладывался. В условиях роста стоимости строительства и изменения конъюнктуры рынка создание торговой недвижимости по МПТ становится ключевым способом запуска новых проектов. При условии ввода всех запланированных объектов общей арендопригодной площадью почти 210 тыс. кв. м существующий объем качественных ТЦ столицы увеличится на 3%. Для сегмента гостиничной недвижимости программа МПТ не является основной ввиду наличия более привлекательных программ государственной поддержки федерального уровня», – посняет Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики компании IBC Real Estate.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте