Одно время на Западе среди определенным образом ориентированных политических групп был распространен тезис о том, что для того чтобы учить чему-либо, не нужно это что-либо самому знать.

В каком-то смысле современных российских авторов и организаторов так называемой реформы образования вполне можно считать наследниками этой скорее политической, чем профессиональной моды.

Ни министр образования Фурсенко, ни его окружение не могли бы ответить на вопрос о том, какое отношение они имели в прошлом к высшей школе и на каком основании считают себя вправе претендовать на авторитетность при ее реформировании. Более того, они, как правило, не могут ответить на вопрос о том, зачем нужна эта реформа и что именно она даст. По большому счету, они не могут даже внятно объяснить, в чем она заключается.

Если взять даже вовсе на самый важный вопрос о том, зачем нужно переходить с системы подготовки «специалистов» с пятью годами обучения на систему подготовки бакалавров и магистров с четырьмя и пятью годами обучения, они на него внятно не ответят. Внятный ответ заключался бы примерно в следующем построении: за пять лет, готовя специалистов, мы даем им объем навыков и знаний, условно говоря »А». Такой тип подготовки был необходим при господстве такого-то типа производства. Сегодня тип производства изменился таким-то образом, и нам для обеспечения его функционирования требуется такое-то количество бакалавров, то есть работников с объемом подготовки и навыков, скажем, «А-Х» и такое-то количество работников с подготовкой типа «А+Х».

То есть, например, раньше мы создавали в стране производство постиндустриального типа и нам нужны были работники с квалификацией, позволяющей обеспечивать его создание, - то есть разбирающихся как в том, что они создают, так и в том, как это создавать. Теперь оно построено, и нам нужны как работники, способные лишь обеспечивать функционирование этого производства, которым достаточно относительно меньшей подготовки - бакалавры, так и - в меньшинстве - работники с более высокой подготовкой, способные на элитных участках развивать фронтирные направления, - магистры. С этим можно было бы соглашаться или не соглашаться, но было бы понятно, о чем идет речь.

Но на деле нет ни такого положения вещей, ни аргументации подобного типа.

Индустриальное производство в стране в значительной степени «деиндустриализовано», постиндустриальное - как раз требует своего создания. Значит, стране нужно как энное количество людей квалификации, способной не допустить распада и разрушения оставшегося индустриального производства, так и большое количество тех, кто должен создавать постиндустриальное производство.

Функционирование старого производства поддерживали те, кого сегодня мы называем «специалистами», то есть люди с пятью годами подготовки. Значит, сегодня нам нужны как люди с не меньшей подготовкой, так и люди с более высокой подготовкой - то есть, условно скажем, магистры. При чем же здесь бакалавры, то есть люди с заведомо более низкой подготовкой (обучаемые на год меньше, чем специалисты)?

Можно, конечно, сказать, что дело не в том, сколько лет учить, а как учить и чему - и вот в этом-то суть реформы. Но, во-первых, в описании реформы об этом реально ничего нет. Ничем не доказано, что то, что она предлагает в плане технологии обучения, лучше того, что было раньше. А во-вторых, ну допустим, что так: но зачем тогда в эту реформу вообще добавлена тема «бакалавров» и «магистров»?

Кстати, с одной стороны, их подготовка предполагалась и законодательством 90-х гг. - тогда было три варианта обучения: четырехлетнее - бакалавра, пятилетнее - специалиста, шестилетнее - магистра. На практике же оказалось, что спросом пользуется именно квалификация «специалист» - и бакалаврам приходилось вновь возвращаться в ВУЗ и доучиваться еще год.

Потому что работодатель, сталкиваясь с бакалавром - претендентом на вакансию, недоуменно округлял глаза: «Ты, парень, кто? Ты мне умных слов не говори, то есть ты тот, кто учился не пять лет, а четыре? То есть то ли ты пэтэушник, то ли специалист с неоконченным высшим? Тогда иди и доучивайся, потом придешь». Хотя, кстати, официально считалось, что «бакалавр» - как ...

Читать далее на http://duel.ru/

Источник:

При размещении активная ссылка и указание автора обязательны!
Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00
Люди делают покупки в большом гипермаркете

Кыргызстан лидер Центральной Азии по росту розничной торговли

В 2024 году, как и годом ранее, Кыргызстан демонстрирует самые высокие темпы роста розничного товарооборота среди стран Центральной Азии - 14,6% в сопоставимых ценах (по сравнению с 10,9% в 2023 году) и 18,5% в текущих ценах.
00
Управление Росреестра по Москве, логотип ведомства

Как проверить дееспособность участника сделки с недвижимостью

Покупка квартиры у человека, который в силу возраста или психического состояния не руководит своими действиями и не понимает их значения, к примеру, может обернуться для покупателя судебным разбирательством или потерей денежных средств.
00
Коттеджная застройка с высоты птичьего полета

Земельные участки Московской области под ИЖС: актуальные цены, перспективные направления, аналитика рынка

Актуальные цены на землю под ИЖС в Московской области, перспективные направления для инвестиций. Экспертная оценка рынка и прогнозы развития на 2025 год.
00
На приемке работы у застройщика

Адвокат по строительству: защита прав в спорах с подрядчиками и застройщиками

Строительный адвокат разрешает споры с подрядчиками, проводит экспертизу дефектов и защищает права в суде. Профессиональная помощь в технически сложных конфликтах.
00
Бурение под артезианскую скважину - одна из стадий работы

Как получить лицензию на артезианскую скважину: этапы проектирования и санитарные требования

Процедура лицензирования артезианских скважин включает геологические изыскания, проектирование водозабора и создание санитарных зон. Рассмотрены этапы получения разрешительных документов.
00
Доставщик еды едет на велосипеде под дождем, на нем большой рюкзак с пиццей

Доставка еды на дом: как сэкономить время и деньги с современными сервисами

Курьерские сервисы доставки экономят до 200 часов в год и 15% семейного бюджета. Технологии отслеживания товаров и персональные рекомендации меняют культуру потребления продуктов.
00
Росреестр

Росреестр подготовил методичку для граждан о способах защиты недвижимости от мошенников

В связи с участившимися вопросами, связанными с темой защиты недвижимости от мошенников, специалисты Росреестра подготовили методическое пособие для граждан.
00
Строительство жилой многоэтажной новостройки на берегу реки в лесопарковой зоне

Квартиры повышенного комфорта: критерии выбора ЖК и оценка застройщиков в 2025 году

Системный анализ критериев выбора квартир повышенного комфорта в жилых комплексах. Оценка архитектурных решений, инфраструктуры, транспортной доступности и репутации застройщиков.
00
Навес для автомобиля из монолитного поликарбоната

Навесы из монолитного поликарбоната на заказ: прочность превосходящая стекло в 200 раз

Монолитный поликарбонат превосходит стекло по прочности в 200 раз при сохранении прозрачности. Материал выдерживает температуры от -40°C до +120°C без потери свойств.
00
Большая гостиная комната в квартире в многоэтажке. Комната меблирована дорогой мебелью и ярко освещена люстрой и светильниками

Дизайн квартиры: планировочные решения, цветовые схемы и декор для уютного интерьера

Планировочные решения, цветовые схемы и освещение в квартирном дизайне. Зонирование пространства, выбор материалов и декоративные акценты для создания стильного интерьера.
00
Ванная комната с ванной из литьевого мрамора

Ванны из литьевого мрамора: технологии премиум-класса для элитных интерьеров

Литьевой мрамор позволяет создавать ванны любых форм с уникальными характеристиками. Материал сочетает эстетику натурального камня с технологическими преимуществами современного производства.
00
Применение керамогранита в оформлении интерьеров помещений - панно из керамогранита

Выбор технологии для панно: лазерная резка против ручной обработки керамогранита

Сравнение лазерной резки и ручной обработки при создании панно из керамогранита. Критерии выбора технологии, преимущества каждого метода для декоративных элементов.
Или войти с помощью: