Социальное недовольство всегда сопутствуют любым радикальным переменам. Однако было бы неправильно считать причиной социального напряжения лишь состояние умов и психологию людей. Значительную роль здесь играет структурное напряжение – неопределенность, двусмысленность или прямое столкновение интересов разных социальных групп и институциональных структур. При этом доминантные, структурообразующие группы как правило перестают справляться с задачей социальной интеграции, существующие властные и политические субъекты оказываются не в состоянии адекватно реагировать на "вызовы" новых социальных акторов.
Диалогоспособность управляющих структур и общества проверяется не только кризисными и конфликтными ситуациями – более важной оказывается проверка "общими делами". Точнее – социальными проектами, которые предполагают сотрудничество и определенный социальный контракт, фиксирующий в той или иной форме согласие и взаимную ответственность для решения общей задачи – обоюдоинтересной и обоюдовыгодной. Пожалуй, впервые в постсоветской истории у страны появилась тема для такого сотрудничества – Олимпиада 2014 года в Сочи. Однако довольно быстро стало ясно, что заявленная идеология спортивного проекта ("Не город для Олимпиады, а Олимпиада для города") входит в противоречие с практикой. И дело здесь не в экономическом кризисе или плачевном состоянии городской инфраструктуры. Еще на начальном этапе олимпийской стройки возникли очаги острых социальных конфликтов, природа которых предопределена структурными факторами. Исследования, проведенные в Сочи 2008-2009 гг., позволяют сделать ряд выводов о некоторых общих механизмах возникновения и развития социального протеста против инициатив власти, когда эти инициативы чреваты радикальным изменением среды обитания и жизненного уклада [1]. Непосредственно в связи с олимпийским строительством такое напряжение возникло в Нижнеимеретинской низменности – в адлерском районе Сочи. Серия включенных наблюдений и глубинных интервью с участниками конфликта на разных его этапах; анализ документов и материалов СМИ позволили нам сделать некоторые обобщения относительно факторов возникновения социального протеста в связи с модернизационными инициативами власти.
Отношение к Олимпийской стройке
Когда Россия победила в конкурсе на право проведения Олимпиады-2014, бóльшая часть наших сограждан восприняли эту новость с воодушевлением. Говоря о позитивных последствиях победы в конкурсе, россияне отмечали, помимо прочего, что благодаря Олимпиаде жизнь сочинцев изменится к лучшему: город будет благоустраиваться, появятся новые рабочие места, дороги, спортивные и развлекательные комплексы.
Однако для самих сочинцев предстоящая Олимпиада не просто праздник, который нужно хорошо провести. Городу предстоит превращение из тихого курорта в мегаполис с индустрией спорта и отдыха мирового класса. Поэтому многим людям придется радикально менять образ жизни, профессию, повседневные привычки, семейную экономику. Такие перемены всегда чреваты недовольством тех, кто не успевает или не может к ним адаптироваться, или тех, кто оказался на пути грандиозной стройки.
Потенциал недовольства в Сочи довольно высок, и он вряд ли снизится сам собой. По данным одного из опросов 2008 года, положением дел в городе недовольны более половины его жителей (53%) [2]. Недовольных больше среди лиц с высшим образованием (60%) и людей активного трудоспособного возраста (57%). Это те категории граждан, которые могут стать как ресурсом и партнерами сочинского олимпийского проекта, так и его противниками.
Проблемы, возникающие при подготовке к Олимпиаде уже сейчас, наслаиваются на давно существующие социальные проблемы, а дальше их количество и сложность будут только возрастать. В ситуации, когда хронически не хватает времени на разработку стратегии, нормативной базы, изыскания, проектирование, строительство и т. д., необходимо поставить совершенно особую, но подчиненную общим целям задачу: создавать алгоритмы эффективного разрешения конфликтов. Однако сейчас отсутствует систематический мониторинг проблемных зон и ситуаций, возникающих в Сочи в ходе подготовки к Олимпиаде-2014 [3]. В чем суть конфликтной ситуации? Кто ее участники, и каковы узловые точки?
Зона конфликта: Имеретинская бухта
Имеретинская долина не случайно стала проблемной зоной в ходе предолимпийской подготовки: по плану именно здесь будет сосредоточено наибольшее число спортивных объектов и олимпийской инфраструктуры. К 2014 году в долине должны быть построены Малая ледовая арена для хоккея с шайбой, Ледовый дворец спорта, крытый конькобежный центр, Большая ледовая арена для хоккея с шайбой, Ледовая арена для керлинга. Но основной конфликт сегодня разворачивается вокруг строительства грузового порта (порт «Псоу» или Грузовой порт № 2) и изъятия у жителей долины земель под возведение олимпийских объектов.
Явных участников конфликта несколько. Во-первых, это городские и районные власти Сочи. Во-вторых, это Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт», ведущее строительство порта «Псоу». В-третьих, это Ассоциация инвесторов и предпринимателей Нижнеимеретинской низменности, возникшая летом 2008 года с целью объединить интересы тех, кто ведет свой бизнес в Бухте (далее – Ассоциация). В-четвертых, это община староверов, обосновавшаяся здесь более ста лет назад. В-пятых, это жители села «Веселое» (бывший совхоз «Россия»), сформировавшие пару лет назад Территориальный общественный совет (ТОС) «Псоу». Кроме того, в Сочи достаточно активны экологи – «Экологическая вахта по Северному Кавказу», Общественный экологический совет г. Сочи и др. Они ведут мониторинг ситуации в Красной поляне, в районе аэропорта, в Имеретинской бухте и в других местах олимпийского строительства [4].
В основе конфликтной ситуации лежит отнюдь не протест против проведения Олимпиады и не стремление жителей спекулировать собственными землями, как обычно интерпретируют ситуацию местные СМИ. В тугой узел увязаны четыре проблемы: строительство порта, изъятие земель, полное отсутствие коммуникаций с властями всех уровней, тяжелый психологический климат: запугивание жителей и внеправовые методы давления на них.
Позиция жителей по поводу строительства порта
Доминантой всех жалоб жителей Имеретинской долины в связи со строительством порта являются утверждения об отсутствии правовой базы проектирования порта.
Представители Ассоциации, ТОС и староверов уверены, что решение о строительстве порта принималось с нарушениями. В жалобе в прокуратуру Сочи (от 23.07.2008) и в письме председателю правительства (от 19.06.2008) говорится, что все распоряжения о строительстве опираются на приказ о проектах планировок № 171 от 28.05.2008. Авторство приказа принадлежит ликвидированному двумя неделями ранее Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (упразднено приказом президента от 12.05.2008). Иными словами, решение принималось несуществующим субъектом. Это первый аргумент.
Второй аргумент: по первоначальному проекту планировки Нижнеимеретинской низменности, подготовленному ФГУП «РГ НИПИ “Урбанистика”», грузовой порт размещался непосредственно в устье р. Псоу. Авторы запросов указывают, что им неизвестны причины его перемещения на 2500 м в сторону.
Третий аргумент. Руководители ТОС и представители Ассоциации по ряду признаков делают вывод, что порт «Псоу» планируется сделать постоянно действующим, а не временным (до Олимпиады), как это предполагалось изначально. В жалобе на имя председателя правительства говорится, что в технических заданиях «Псоу» назначен портом перевалки всех грузов центрального порта Сочи, в прогнозных объемах – до 2015 года. Если это действительно так (а к этому склоняются все опрошенные) [5], и жителям, и предпринимателям, и отдыхающим кажется абсурдным намерение строить здесь грузовой порт. Ведь в бухте растет более 400 видов деревьев; ширина пляжей составляет от 60 до 100 метров, тогда как в остальном Сочи пляжи имеют 25–30 метров ширины, а по береговой линии идет железная дорога. Использование бухты по прямому назначению – как рекреационной зоны - принесло бы пользу курортникам, жителям, природе. Но у строителей тогда возникли бы проблемы с доставкой стройматериалов.
Четвертое. Строительство порта будет вестись в первой горно-санитарной зоне. Инициаторы запросов указывают, что им неизвестны постановления об изменении статуса этой территории, являющейся уникальным экологическим объектом, который находится под охраной ЮНЕСКО. Кроме того, в запросах говорится, что в планировках порта нет сведений об организации санитарной зоны. Нет этой информации и в распоряжениях главы администрации края о строительстве порта. Соответственно, невозможно оценить масштабы изъятия земель, так как по нормативам санитарная зона порта – 1000 м в каждую сторону, и в нее попадают не только дома и участки жителей села Веселое, но и некоторые из запланированных олимпийских объектов, а также иные объекты туристической инфраструктуры, в частности, парк отелей на 8 тыс. номеров. Второй грузовой район порта Сочи только 26 января 2009 г. был вынесен на общественные слушания и вместе с большим количеством замечаний и возражений экологов и местных жителей отправлен на госэкспертизу.
Таким образом, рассогласованность распоряжений и череда неочевидных изменений в документации, в приказах и нормативных актах рождает напряженность среди участников конфликта. Тем не менее, в 20-х числах июля 2008 г. начались подготовительные работы, в частности строительство забора вокруг территории порта [6]. Строительство разными темпами продолжается и на сегодняшний день, хотя в начале 2009 года наметилось изменение первоначальных планов.
Обнаружилось, что для Олимпиады порт не очень-то нужен. В пресс-релизе ГК "Олимпстрой" от 24.02.2009г. опубликовано, что для подготовки Олимпиады грузов нужно на 35 миллионов тонн меньше, чем планировалось. Грузооборот Второго порта - 5 млн. тонн в год, т.е. через этот порт до начала 2014 года возможно будет перевезти от 12 до 17 млн. тонн, что существенно меньше обнаруженной разницы в объеме завоза. Но еще 9 февраля ...
Сочи-2014: власть и граждане в поисках взаимопонимания21.05.2009 00:00 Новости недвижимости:14 домов построят для программы реновации на юго-востоке столицы15.10.2025 18:22
Определен подрядчик для проектирования и строительства 14 домов для программы реновации в ЮВАО. Новостройки возведут на месте старых домов в четырех районах на юго-востоке столицы: Лефортове, Нижегородском, Рязанском и Печатниках.
Вакансия в Москва-Сити не остановила рост ставок15.10.2025 17:14
Впервые с 2023 года уровень вакантности в Москва-Сити достиг 3,5% и на 1,6 п.п. превысил показатель год к году. Однако это увеличение не умерило рост арендных ставок – прирост год к году в офисах класса А составил 49%.
В Санкт-Петербурге 39% офисных площадей класса А и В расположены в объектах реконструкции15.10.2025 16:39
По итогам первых девяти месяцев 2025 г. рынок офисной недвижимости Санкт-Петербурга пополнился восемью бизнес-центрами общей арендопригодной площадью 104 355 квм. Это вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Отели приблизились к рекорду десятилетия15.10.2025 15:29
По итогам трех кварталов 2025 года в России открылось 25 гостиниц совокупным номерным фондом 5,2 тыс. номеров, что уже на 84% превысило результат за весь 2024 год.
Optima Development: Премиальный паназиатский ресторан откроется в жилом квартале «Прайм Парк»15.10.2025 14:17
В ближайшее время в жилом квартале премиум-класса «Прайм Парк» откроется ресторан паназиатской кухни «КОНГ». Это уже второй эксклюзивный проект знаменитого австралийского шеф-повара Глена Баллиса на территории квартала.
Ingrad завершил очередной этап строительства жилого квартала «Белый Град» в Мытищах15.10.2025 13:37
Пять из шести корпусов первой очереди полностью готовы в конструктиве — залито 42 тыс. кубометров бетона. В домах высотой от 12 до 23 этажей разместились 1822 квартиры. Ввод в эксплуатацию данных корпусов запланирован на 2026 год.
В районе Измайлово построят дом по программе реновации15.10.2025 12:49
Новая площадка для программы реновации расположена в районе Измайлово по строительному адресу: улица Никитинская, земельный участок 21/3. Площадь квартир составит более шести тысяч квадратных метров.
Предложение в новостройках «старой» Москвы сократилось на 20% за год15.10.2025 12:11
В октябре 2025 года на рынке новостроек «старой» Москвы продается 42 470 квартир и апартаментов. За квартал этот показатель сократился на 10%, за год – на 19,7%. Это минимальный показатель с мая 2022 года.
Новый проект КРТ на Рязанском проспекте будет содействовать реализации программы реновации15.10.2025 11:49
Город проработал еще один проект комплексного развития территорий в Юго-Восточном административном округе столицы. Будет построена новостройка для реновации общей площадью 22,2 тыс. квм. Участок расположен по адресу: Рязанский проспект, вл. 66.
Началось строительство наземного уровня делового центра Luzhniki Collection на Лужнецкой набережной15.10.2025 11:26
Строительство ведется по адресу: Лужнецкая набережная, владение 2/4. Многофункциональный комплекс Luzhniki Collection будет расположен около олимпийского комплекса «Лужники» и в пешей доступности от станции метро «Воробьевы горы».
Долгосрочная аренда квартир в Москве: минимальная ставка найма поднялась до рекордного значения15.10.2025 10:54
Эксперты ИНКОМ-Недвижимость составили октябрьский топ-5 самых доступных съемных квартир в старой Москве: в него вошли однушки стоимостью 44–50 тыс. рублей в районах Алтуфьевский, Солнцево, Лефортово, Люблино и Зябликово.
Динамика ипотечного рынка столицы в сентябре 202515.10.2025 10:29
В сентябре 2025 г. Управлением Росреестра по Москве зарегистрировано 11 372 договора ипотечного жилищного кредитования на первичном и вторичном рынках недвижимости (+18,2% к сентябрю прошлого года).
В сентябре в мегаполисах РФ продано на 7% новостроек больше, чем в августе15.10.2025 10:07
Всего в сентябре зафиксировано 23,9 тыс. лотов в сделках в 17 мегаполисах, что на 7% больше, чем в августе. При этом средняя стоимость лота в сделках выросла на 5,8%, а средняя цена за кв. метр снизилась на 1,3%.
Гибкая черепица Технониколь или Certainteed - что лучше: полное исследование для правильного выбора15.10.2025 09:39
Выбор между Технониколь и CertainTeed — это выбор между российским технологическим лидером и американской легендой, изобретателем ламинированной черепицы.
Как организовать доставку груза во Вьетнам: полный гид15.10.2025 09:01
Разбираем ключевые этапы организации перевозок во Вьетнам: выбор транспорта, оформление документов, упаковка и подбор надёжного партнёра
|
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте