17.10.2025
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
17.10.2025
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
17.10.2025
Материалы и оборудование

Если еще год назад самым "пробочным" днем считался четверг, то в этом году к нему присоединились вторник и среда. О том, как изменилась в целом ситуация на дорогах города, корреспондентам "РГ" рассказал руководитель службы сбора и обработки информации аналитического центра "Яндекс.Пробки" Владислав Бородин.

Не секрет, что у каждого времени года - свои приметы на дорогах. Зимой практически все крупные магистрали стоят из-за ненастной погоды, а также из-за работающей в разгар трудового дня уборочной техники. Летом, в сезон отпусков, можно прокатиться с ветерком иногда даже посреди недели. А вот весной и осенью ситуация хоть немного, да различается. Например в прошлом году майские дороги были меньше загружены, чем сентябрьские, а в этом году - наоборот. "Если в мае средний балл пробок в Москве в рабочее время будних дней по десятибалльной шкале составлял 4,34, то в сентябре уже 4,51. При этом самым "свободным" был июль - всего 3, 41 балла", - рассказал Бородин. Увы, официальных исследований о том, сколько времени москвичи проводят в пробках, пока нет, но горожане и сами подсчитали: если летом они простаивали в заторах около 10-12 часов в неделю, то сейчас - не меньше 13-14 часов.

Впрочем, есть в столице места, где проехать практически невозможно вне зависимости от дня недели и времени дня. Например, по данным аналитического центра "Яндекс.Пробки", только ночью наблюдается затишье на центральных улицах Москвы в пределах Садового кольца, на самом Садовом, на Ленинградском и Волгоградском проспектах. Сложности в движении поджидают водителей на проспекте Мира, улице Верхние Поля, а также улицах Шереметьевской и Яблочкова при направлении в центр города. Но все рекорды по длине и частоте возникновения пробок побили МКАД, Третье транспортное и Садовое кольцо.

В чем же причина? Заметную лепту в это, по мнению экспертов, вносят частые перекрытия дорог в связи с праздниками и различными мероприятиями. Особенно заметно это было в дни репетиций Парада Победы - из-за них в пределах ТТК возникали пробки длиной до 38 километров. Впрочем, День города для москвичей обошелся без ощутимых неудобств.

Но как можно избежать "праздничных" заторов? Отменить все праздники? "Проведение международных соревнований - это повышение престижа нашей столицы на мировом уровне. А ограничения движения - мера, направленная в первую очередь на безопасность участников и зрителей - то есть самих москвичей. К тому же это, как правило, делается в выходные дни, когда движение не столь интенсивное", - справедливо заметил заместитель мэра Москвы Сергей Байдаков, которого "РГ" попросила прокомментировать эту ситуацию. Тем более что, как выяснилось, гораздо больше мешают нормальному передвижению по городу перекрытия из-за проезда спецтранспорта. Рекордный затор по причине такого перекрытия наблюдался 18 марта. Тогда пробка растянулась на 52 километра: от 96-го километра МКАД до Профсоюзной улицы.

И все же основные причины заторов в другом. По мнению научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, в столице нарушен баланс между застройкой и проезжей территорией. Привести его к норме, считает ученый, можно, лишь расширив столицу и частично снеся коммерческие новостройки внутри города. Впрочем, всем понятно, что на это никто не пойдет - за МКАД столицу не пустит Подмосковье, а у каждого здания есть собственник, которому своя недвижимость дороже.

Вторая причина пробок состоит в том, утверждает Блинкин, что на месте снесенных пятиэтажек возводятся многоэтажные дома: "Это комфортное жилье, но количество прилегающих улиц, проездов, их ширина и другие параметры не улучшаются. Таким образом, программируются новые заторы на всю оставшуюся жизнь". Выход? Прежде чем строить, сначала считать - на сколько квадратных метров жилплощади, жильцов и автомобилей должно быть построено дорог. "У нас же все капитальное строительство и дорожная сеть вокруг новостроек напоминают попытку налить пять литров воды в трехлитровую банку", - вынес приговор Михаил Блинкин. Солидарен с ним и исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников: "При нехватке примерно 350 километров дорожно-уличной сети даже те темпы строительства новых и реконструкции существующих городских магистралей, которые имеются в городе сейчас, сильно отстают от его потребностей".

Ухудшает ситуацию и неправильный выбор мест под строительство. Например, новый торговый центр возводится на пересечении Люблинской улицы с Волгоградским проспектом. Прямо посередине дороги! И это несмотря на то, что другим путем жители Люблино в центр города никак не выедут. "Здесь бы построить мультимодальный пассажирский терминал с пересадкой на автобусы, метро и железную дорогу и с большой перехватывающей парковкой - цены бы ему не было", - предлагает альтернативу Михаил Блинкин. Однако проектировщики, инвесторы и одобрившая их проект Москомархитектура поступают как удобнее им, а не населению.

А где же, спрашивается, современные технологии управления транспортными потоками? В Европе уже вовсю применяются детекторы транспорта, которые могут считывать автомобильный поток по каждой полосе и все его характеристики (от скорости до габаритов), программы по созданию "зеленой волны", "умные" светофоры, которые в вечернее и ночное время включаются на поперечных второстепенных магистралях только при наличии там машин, информационные табло, которые в режиме онлайн показывают участникам движения, где есть пробки и как их объехать.... "Что-то из этого делается и в Москве, но комплексного использования этих систем нет", - считает Юрий Свешников. Например, информационные табло, установленные на МКАД и ТТК, во всем мире используются для информирования водителей о пробках, а не для объявления о месячниках безопасности, как в Москве. В частности, в Париже на бульваре Периферик на каждом выезде написано с точностью до минуты, за сколько времени вы доберетесь отсюда до того или иного места.

В Москве же автоматизированная система управления движением транспорта "Старт" внедряется лет десять. Для нее купили компьютер, мощность которого позволяла моделировать ядерные взрывы. Чтобы обзавестись им, столице пришлось даже получить разрешение Контрольного комитета США. В этот компьютер можно заложить 16 программ управления светофорами - на каждый день по времени суток и в зависимости от количества машин на дорогах. Чтобы точно оценить загруженность каждой магистрали, по Москве планировалось установить около 250 детекторов транспорта. Что это может дать? Например, в воскресенье вечером москвичи возвращаются с дачи - на дорогах от въезда в город до самого дома их ждет "зеленая волна". Но вроде все уже есть - и программы, и светофоры, а на каждом перекрестке москвичей встречает, как и раньше, красный свет...

В какой-то момент в столице появилась еще одна новинка - электронные табло перед въездами на МКАД и Третье транспортное кольцо. Цель их - показать водителям, где образовались пробки, а значит, дать возможность заранее принять решение, как лучше их объехать. Правда, пока их очень мало, да и понять по установленным, в каком именно месте затор, трудно. Корреспонденты "РГ" попытались выяснить, кому принадлежат эти табло и возможно ли их усовершенствовать? Начальник отдела организации дорожного движения ГИБДД Москвы Дмитрий Ходоков рассказал, что это собственность одной из компаний и работают они пока в экспериментальном режиме: "И только два табло, установленных на Дмитровском шоссе перед Московской кольцевой автодорогой, находятся на балансе центра организации дорожного движения правительства Москвы (ЦОДД)". Однако Елена Крылова - пресс-секретарь столичного департамента транспорта и связи, в подчинении которого находится ЦОДД, опровергла эту информацию. По ее сведениям, электронные табло на Дмитровском шоссе к центру не имеют никакого отношения. Впрочем, это оказалось не единственным примером отсутствия ясности, кто за что отвечает на московских дорогах. Например, в Центре организации дорожного движения корреспондентам "РГ" заявили, что смена организации движения на улицах столицы вообще не в их компетенции, а в ГИБДД считают, что это зона ответственности именно ЦОДД! Такая неразбериха, на наш взгляд, одна из важных причин неудачи борьбы с московскими пробками.

Между тем пробки не только съедают время москвичей, но и пускают на ветер огромные средства. Как недавно подсчитали эксперты МАДИ, ежегодно столица теряет на них 40 миллиардов рублей. Ведь вместе с легковыми автомобилями горожан на дорогах стоит и транспорт, доставляющий грузы в больницы, магазины, заведения общепита, на стройки и склады и т. д. Имей его водители своевременную информацию о пробках и возможных путях объезда, такой расточительности можно было бы избежать. Недаром даже в ГОСТах появился новый знак "Затор". Но на улицах столицы пробки есть, а знака, увы, не увидишь.

Владимир Баршев, Ольга Масюкевич

а как у них

В Израиле по обочинам основных дорожных магистралей установлены электронные табло, указывающие, какие пути в данный момент перегружены.

Те же сведения ежечасно передают по радио. Набрав же определенный номер телефона, можно получить совет, по каким дорогам быстрее добраться до того или иного места. В министерстве транспорта Израиля считают, что нет лучшего средства от "дорожной гипертонии", чем строительство транспортных "развязок". Только за последние годы в стране были введены в строй сотни новых "развязок" разных типов, в основном без светофоров.

Техасский транспортный институт "Эй энд Эм" почти два десятилетия работает над способами решения проблемы пробок на дорогах. Но, как считают эксперты, панацеи не существует. За счет одного какого-то проекта, одной технологии проблему, как правило, не решить. Нужен целый набор разных решений. В их числе - увеличение пропускной способности автодорог, приемлемые цены на проезд общественным транспортом, использование платных дорог и т.п. Весьма полезен опыт разъездных бригад технической помощи для реагирования на ДТП. Это и "технички", и "эвакуаторы". Если наладить такое "быстрое реагирование", оно помогает снизить загруженность дорог.

Национальный научный фонд США поддерживает проекты, позволяющие не только отслеживать обстановку на дорогах в режиме реального времени, но и заранее "прогнозировать" транспортную ситуацию. Такие системы предупреждают водителей, как правильнее спланировать поездку. Все это - часть национальной программы "рациональной транспортной системы" Америки.

Для Мадрида дорожные пробки - примерно такая же проблема, как и для других столиц Европы. Оказаться в центре затора здесь можно в любое время суток. Городское собрание утвердило специальную программу борьбы с пробками. Главное внимание в ней уделяется развитию сети городского общественного транспорта: строятся новые станции метрополитена, увеличивается протяженность маршрутов наземного общественного транспорта.

Для автобусов и такси на городских улицах выделены специальные полосы движения, отгороженные от других полос защитными парапетами. Почти повсюду в центре Мадрида организовано одностороннее транспортное движение. Грузовикам доступ в центр города запрещен. Утверждены планы строительства на ближайших подступах к городу до 2010 года 16 перехватывающих стоянок, рассчитанных на 50 тысяч машиномест.

Подготовили Андрей Шитов (Вашингтон) Захар Гельман (Тель-Авив), Павел Голуб (Мадрид)

При размещении активная ссылка и указание автора обязательны!
Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00
CORE.XP логотип

Новые факторы капитализации жилых проектов в 2025 году

Аналитики жилого направления CORE.XP провели исследование, чтобы узнать о динамике капитализации жилых проектов в 2025 году и новых принципах формирования стоимости жилья после ввода в эксплуатацию.
00
NF Group

Запрашиваемые ставки аренды офисов класса B в Санкт-Петербурге за год выросли на 24% – до 1,9 тыс руб за квм

К началу октября 2025 года на петербургском рынке офисной недвижимости наибольшие темпы годового роста демонстрируют ставки аренды офисов класса B (+24,2%).
00
Метриум Групп, логотип компании

Осеннее оживление – спрос на новостройки показал уверенный рост в III квартале 2025 года

По наблюдениям экспертов «Метриум», которые проанализировали последние данные Росреестра Москвы, сентябрь показал рост по всем ключевым метрикам как в годовом, так и в месячном выражении.
00
Складской комплекс класса А «Коледино»

Производитель корейской косметики при поддержке Invest7 арендовал крупный склад класса А в «Коледино»

Компания из Владивостока, производитель и дистрибьютор корейской косметики, арендовала помещение площадью более 2 800 квм. в складском комплексе класса А «Коледино» на юге Москвы. Сделку сопровождали консультанты компании Invest7.
00
МФК LAKES, ул. Озерная, вл. 42

Зеленую зону с велопарковками обустроят возле многофункционального комплекса LAKES в Очаково-Матвеевском

В рамках благоустройства территории МФК LAKES в районе Очаково-Матвеевское планируется провести комплексное озеленение и установить велопарковки. 19-этажное здание строится по адресу: ул. Озерная, вл. 42 (ЗАО).
00
Объединенное Кредитное Бюро (ЗАО «ОКБ»), логотип компании

Итоги ипотечного кредитования в сентябре 2025 года

За месяц банки выдали 84,02 тыс. ипотечных кредитов на 361,27 млрд руб. В годовом отношении количество выдач осталось практически без изменений, объем вырос на 2%.
00
Строительство дома - построено несколько этажей, рядом стоит кран

Как правильно выбрать пустотные плиты перекрытия для дома

Рассматриваются ключевые аспекты выбора пустотных плит перекрытия. Описывается расшифровка маркировки ПК, расчетные нагрузки и правила визуального осмотра изделий при доставке на строительный объект.
00
Мобильный склад для этилового спирта и фармсубстанций

Этиловый спирт - классификация и хранение

Этиловый спирт является одним из наиболее распространенных химических веществ в промышленности, медицине и пищевом производстве. Правильная классификация данного вещества критически важна для обеспечения безопасности при транспортировке.
00
Бизнес-парк «Сколково»

в Можайском районе построили новые здания административно-торгового комплекса «Бизнес-парк «Сколково»

В Можайском районе на западе Москвы завершили второй этап строительства первой очереди многофункционального административно-торгового комплекса «Бизнес-парк «Сколково». Адрес объекта Сколковское шоссе, дом 43.
00
Метриум Групп, логотип компании

Итоги III квартала 2025 года на первичном рынке новостроек Московской области

Объем предложения за квартал сократился на 5%. Средневзвешенная цена квадратного метра составила 204 610 рублей (+4% за квартал, +8% за год). Было заключено 10,9 тыс. ДДУ (+14% за квартал, +20% за год).
00
ЖК Skolkovo ONE осень 2025

Компания IKON Development приступила к передаче ключей от квартир в ЖК Skolkovo ONE

Три монолитно-кирпичных дома на 676 квартир построены в поселке Заречье на территории городского округа Одинцово, рядом с Мещерским парком. Общая площадь новых корпусов составляет более 44 тыс. кв. метров.
00
КРТ: 1-я Владимирская улица, владение 18А

По проекту КРТ на 1-й Владимирской улице появится жилье для программы реновации

Участок размером 0,52 гектара находится в районе сложившейся застройки по адресу: 1-я Владимирская улица, владение 18А. Здесь будет построено жилье общей площадью около 18,2 тысячи квадратных метров.
00
NF Group

Средняя площадь лота на вторичном рынке элитного жилья Санкт-Петербурга в 1,5 раза больше, чем на первичном

По итогам III квартала 2025 года средняя площадь элитных квартир и апартаментов на вторичном рынке Санкт-Петербурга снизилась за год на 14 квм. (-7%) и составила 182 квм. На первичном рынке этот показатель равен 125 квм.
00
Управление Росреестра по Москве, логотип ведомства

Итоги трех кварталов на первичном рынке столичной недвижимости

Всего в январе-сентябре 2025 года в столице зарегистрировано 84 595 ДДУ. Это на 14,8% меньше чем за 9 месяцев 2024 года (99 250) и на 25,8% уступает аналогичному периоду 2023 года (113 970 ДДУ).
00
Дарья Туркина, архитектор и руководитель архитектурного бюро BOHAN Studio, на IV Форуме дизайнеров интерьера

Форум 100+ TechnoBuild и IV Форум дизайнеров интерьера в Екатеринбурге. Архитектура и дизайн, как искусство взаимодействия с материалом

Архитекторы, дизайнеры и поставщики обсудили, как разные подходы к выбору материалов помогают создавать уникальные жилые и общественные пространства.
Или войти с помощью: