Для многих путешествие на рынок связано с приятным словом шопинг и доставляет немало удовольствия. Мы же сейчас с вами тоже отправимся на рынок - правда, на рынок коммерческой недвижимости, а если конкретнее, то нас будет интересовать только та его часть, которая относится к офисной недвижимости и даже еще конкретнее – нам нужна только аренда офисных помещений. Но давайте сделаем так, чтобы такое виртуальное «путешествие» было для нас приятным и не утомительным. Для этого мы специально не стали пугать наших читателей скучными цифрами в метрах или процентах, а остановимся только на выводах, которые аналитические службы нам предоставляют. Итак, можно, как страус, конечно, прятать голову в песок и говорить, что экономический кризис совсем не коснулся ни одного из сегментов рынка, однако факты говорят обратное. И такой сектор экономики как аренда офиса хорошо это на себе почувствовал. В целом же не может не радовать, что рынок аренды коммерческой недвижимости перестал быть только рынком продавца, а стал, как сообщают аналитики, рынком покупателя. То есть теперь офисных помещений, предназначенных для аренды на рынке, гораздо больше, чем фирм, которые хотят осуществить подобную сделку. Говоря экономическим языком – спрос стал меньше предложения. В результате аренда помещений под офисы оказалась в самом центре ринга для конкурентной борьбы. Таким образом, аренда офиса от собственника или субаренда стала более адекватной потребностям рынка. Во-первых, это стало заметно по цене (она снизилась), а, во-вторых, выплаты платежей стали более гибкими. А что делать? Многие компании из-за кризиса уже не могут оплачивать большие арендные ставки. Все это приводит к кому, что сначала такие компании занимаются интересной игрой «просрочка платежа», а потом часто переходят на новый ее вариант под названием «не снизите цену – уйдем».
Справедливости ради надо сказать, что большинство арендаторов свои обещания сдерживают. А куда им деваться? Выручка от их деятельности с кризисом значительно сокращается и денег на оплату дорогостоящих офисов уже не хватает! В связи с этим наблюдается следующий процесс. Как известно, аренда под офис становится дороже по цене по мере приближения объекта коммерческой недвижимости к центру города, а по мере удаления от центра местной «цивилизации» аренда помещений становится дешевле. Поэтому не трудно догадаться, что предпринимают арендаторы недвижимости в центральных районах: они стали перебираться на городскую периферию. Незначительно, но цены на аренду офисов на окраинах городов из-за такого переселения поднялись. В то время как арендные ставки на недвижимость в центре снизились - и значительно. Интересно, что именно в этот период на рынке кроме основных слов «коммерческая недвижимость» и «аренда», стало активно фигурировать и понятие «субаренда». Фирмы, которые не могут справиться со своими обязательствами, взятыми при аренде офиса, находят другого арендатора на предложенное помещение и оформляют договор субаренды. Для первых арендаторов это очень выгодный вариант, так как поворот ситуации в эту сторону позволяет им избежать штрафных санкций, которые обязательно следуют за расторжением договора аренды. А они, надо сказать, совсем не маленькие. Ну вот и подошло к концу наше с вами путешествие на рынок аренды коммерческой офисной недвижимости. Надеемся, оно было для вас не очень скучным, а, наоборот, полезным и познавательным.