Аренда офисов от собственника!
Скачать программу
Заявка на обслуживание
Заявка на обслуживание Отправьте свою заявку на Realto.ru
и вам помогут наши сотрудники
или партнеры портала

Кадастр, эта основа рыночной экономики, в России не существует. Готовятся законодательные новации. Что они дадут? Об этом беседуем с председателем комитета ТПП РФ по оценке и экономике недвижимости Олегом Скуфинским.

- В Думе находится законопроект о внесении изменений и дополнений в закон об оценочной деятельности. В чем суть?

- Главное - функции заказчика закрепляются за Российской Федерацией. Когда заказчиком оценки выступает сторона, заинтересованная в конечном результате, вряд ли можно рассчитывать на объективность.

- На чем основано недоверие к регионалам?

- В феврале мы совместно с Роснедвижимостью выявили факты утверждения органами власти десяти субъектов Федерации искаженных результатов кадастровой оценки. В среднем кадастровая стоимость оказалась завышенной в 3-4 раза. А в Удмуртии размер налоговой базы для установления земельного налога, арендной платы и выкупных цен был завышен в 50 раз, в Северной Осетии - в 30 раз.

- Оценщики тоже люди, которым свойственно ошибаться. Как часто это случается?

- Вы затронули один из самых больных вопросов. По состоянию на март в стадии судебного разбирательства находилось более 300 дел по кадастровой оценке. Поводом к тому послужили не только возможные ошибки в работе оценщиков, но и нарушение процедурных вопросов со стороны органов власти, некорректные данные об объектах оценки, полученные из кадастра, и т.д.

В случае когда спор происходит из-за несогласия с кадастровой стоимостью, то базой сравнения является рыночная стоимость. Причин несоответствия кадастровой и рыночной стоимостей может быть несколько. Во-первых, недоброкачественная работа оценщика, во-вторых, неверная исходная информация, в-третьих, неучет при кадастровой оценке каких-либо локальных ценообразующих факторов. Одно дело - определить стоимость одного объекта, другое - провести кадастровую оценку сотен тысяч объектов в сжатые сроки на обширной территории, не проводя такого тщательного исследования, как при индивидуальном подходе. В большинстве зарубежных стран, понимая эту ситуацию, предусмотрели два механизма. Первый - когда налоговая база объекта устанавливается с "дисконтом", например, 75 процентов от кадастровой стоимости. Второй - досудебный порядок урегулирования споров. Кстати, упомянутый выше законопроект предусматривает досудебный порядок разрешения споров по кадастровой оценке.

- Можно ли что-то сделать для повышения качества самой кадастровой оценки?

- Считаю, что это одна из основных задач, которая стоит перед всеми участниками процесса. Но решается она непросто и небыстро. Для этого требуется достаточное количество специалистов. Высшая школа таких не готовит, а специализированные семинары носят несистемный характер. Поэтому первая задача - организация подготовки квалифицированных специалистов. Вторая - ужесточение входных и квалификационных требований к участникам конкурсов. Ведь дело дошло до того, что проводятся аукционы или конкурсы, в которых основными критериями выступают цена и срок. Это привело к тому, что результаты выполненных работ годами не утверждаются из-за непрохождения государственной экспертизы и (или) неспособности победителя конкурса выполнить работы. Мнимая экономия средств оборачивается гораздо большими бюджетными и ресурсными потерями. Недавние законодательные поправки создали основу для усиления квалификационной компоненты, но важна еще и правоприменительная практика норм закона со стороны органов власти.

- Вы упоминали об ошибках, вызванных некорректностью данных кадастра. Насколько российский кадастр недвижимости отвечает современным требованиям?

- Судьба у российского кадастра не самая завидная. Ведомство, отвечающее за его создание, в течение пятнадцатилетнего своего существования около пятнадцати раз реорганизовывалось. Кадастр унаследовал эту судьбу. Могу сказать с уверенностью, что он не отвечает современным требованиям.

Закон "О государственном кадастре недвижимости" информационно выхолощен и однофункционален, он "работает" только на регистрацию прав. А в развитых зарубежных странах кадастр построен как многофункциональная единая информационная система, обслуживающая интересы граждан, бизнеса и государства.

В России пока можно говорить только о наличии земельного кадастра. Его основное наполнение произошло благодаря реформе земельного налога, когда у органов власти возникла мотивация поставить на учет максимальное количество земельных участков как объектов кадастровой оценки и налогообложения.

Кадастр недвижимости только еще предполагается создавать на основе таких, прямо скажем, недешевых мероприятий, как инвентаризация архивов БТИ, аэрофотосъемка, землеустроительные мероприятия и т.д. Кроме того, в соответствии с законом кадастр формируется на основе "заявительного принципа". Следовательно, формироваться он будет очень и очень долго. Только фискальная мотивация, которая может появиться в результате реформирования имущественных налогов и введения налога на недвижимость, может обеспечить быстрое формирование кадастра недвижимости. При этом досудебный порядок урегулирования споров явится эффективной "обратной связью" для повышения качества информации.

- Когда ожидается принятие поправок в закон об оценочной деятельности?

- В марте проведено заседание нашего комитета. Возражающих против законопроекта нет. Есть конструктивные предложения по его доработке со стороны профессионального сообщества и технические вопросы у представителей минюста. Полагаю, что разногласия устранимы. Согласно планам Комитета Госдумы по собственности первое чтение должно было состояться в апреле. Надеюсь, что до конца 2009 года его примут, так как вопросы уже "перезрели".

- Какова судьба единого налога на недвижимость, призванного заменить земельный и имущественный налоги?

- В известной программе "20/20" назван 2012 год как год введения налога на жилую недвижимость. На мой взгляд, правительству надо проявить твердость в вопросах реформирования имущественных налогов и введения налога на недвижимость в обозримые сроки. Такая твердость будет мотивировать скорейшее создание необходимой для развития экономики страны информационной инфраструктуры об объектах недвижимости. При этом нелишним для российского бизнеса будет выведение из-под налогообложения активной части основных фондов, что создаст стимулы для их модернизации.

При размещении активная ссылка и указание автора обязательны!
Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00

Квартирные ремонты в Дмитрове

Уютное жилье – это не только мечта, но и потребность каждого человека. Одни клиенты заказывают элитный дизайнерский проект, другие останавливаются на евроремонте, а третьим хватает средств лишь на косметический. Хотя в ценовом диапазоне они различаются, есть нечто, что должно объединять эти понятия.
00

Московские новостройки

В течение десятилетий жилищное строительство в Москве велось очень интенсивно. В советский период это были в основном стандартные проекты, между собой мало отличающиеся. После того, как экономику перевели на капиталистические рельсы, многое изменилось.
00

Особенности гидропароизоляционных материалов.

Гидропароизоляция необходима для защиты строительных конструкций, материалов от проникновения пара, воды изнутри или снаружи помещения. Благодаря этому объект надежно защищен от преждевременного разрушения.
Закрыть ×
Вы сможете закрыть рекламу через: 
Или войти с помощью: