02.05.2025
Строительство и Ремонт
Станция метро Сокольники, Москва
Фото: Источник фото

Художник, внук и тезка знаменитого архитектора и градостроителя, Алексей Душкин был в составе творческого коллектива, работавшего над оформлением станции метро «Сокольники», которая посвящена героям-метростроевцам. В соавторстве с архитектором Александром Орловым и скульптором Александром Рукавишниковым он воплотил на алюминиевых панно в интерьерах станции дух эпохи индустриализации. Об уникальных работах и материалах, использованных для них, Алексей Душкин рассказал «Алюминиевому Вестнику».

– Когда вы занялись сбором архивных материалов?

– В 2020 году. Команде, работающей над строительством станции, хотелось максимально передать дух эпохи индустриализации. Нас вдохновляли люди и истории того времени. Для оформления станции решили использовать лозунги 1930-х годов: «Есть метро!», «Даёшь метро!» и придумали свой, новый: «Нам нужно метро!».

Еще мы взяли чертежи, отмывки, фрагменты утраченных архитектурных деталей, освещения самых первых станций метро. Нам очень повезло – все эти артефакты были найдены в Музее архитектуры имени А.В. Щусева. Собрать их нам помогла директор музея Елизавета Лихачева.

– Вы были заражены настроением, который передал Владимир Маяковский в стихах о метро?

– Конечно. Такая романтика и одержимость. Когда строился Московский метрополитен, была установка делать не просто новый вид транспорта. Идея заключалась в том, чтобы человек, спустившись в метро, должен был забыть, что он под землей. Это было особенное настроение! Отсюда супрематические круги, кольца, солнце на панно…

Начиная строительство, сами метростроевцы не до конца понимали, куда идут – брали лопаты у дворников. И думали, сколько нужно лошадей – пять или четыре, чтобы метро построить?

У меня комок подступал к горлу, когда я читал историю первого тоннельного отряда. Ими руководила женщина. На первую зарплату они, скинувшись, купили самолет, чтобы заниматься парашютным спортом. Об этих людях можно сказать: через недра – в небо.

Благодаря их труду у нас и появился метрополитен, вызывающий восхищение. Со всей страны люди приезжали и приезжают, чтобы увидеть это – чудо-метро.

– В какой технике вы работали над станцией «Сокольники»?

– При создании интерьера станции метро «Сокольники» использовалась смешанная техника. Там есть и живопись, и графика, и новейшие цифровые технологии.

– Какую творческую задачу вы перед собой ставили?

– Было интересно совместить живопись художника Александра Рукавишникова с языком плаката, где преобладают локальные цвета и графические приемы. Я предложил «вытащить» рисунок, потому что рисунок у Александра Рукавишникова активный: у него очень сильная рука, нажим на карандаш – получаются царапины, удары, линии… Я старался их обесцветить и сделать цвет плоским, «бумажным», чтобы органично ввести живопись в плоскость плаката. И получилось.

– В чем вы, как художник, видите особенности архитектуры метрополитена? Например, отсутствие естественного освещения на станциях, предпочтение светлым тонам материалов, «довлеющие» потолки?.. Учитываете ли вы это в своей работе?

– Да, например, станция «Сокольники» еще не освещена, но уже сейчас сверкает и переливается. По словам тех, кто уже побывал на станции, она получилась очень уютной, ее не хочется покидать.

Метростроевцы с большим вниманием отнеслись к работе над этой станцией, так как она посвящена им. Автор станции архитектор Александр Орлов как-то сказал мне, что это его самая большая по значимости работа в жизни. Вы понимаете, насколько это круто – метростанция, посвященная метро? Все сложилось: локация – «Сокольники», где начинался столичный метрополитен.

– На одной из фотографий 1930-х годов, которая легла в основу алюминиевого панно на станции «Сокольники», изображены трое метростроевцев. Какая история связана с этим снимком?

– Фотография сделана в 1950-е годы, на ней изображены строители метро. Этого фото нет в архивах, оно из личной коллекции. Интересно, что кадр был сделан через несколько минут, после того как человека в центре фото товарищи спасли из-под завала. Кстати, на обратной стороне фото написаны теплые слова благодарности.

Само фото, конечно, обычных размеров, а высота алюминиевого панно с этим изображением на этаже составляет 3 метра, на путевых стенах – 2,8 метров. Станция «Сокольники» двухэтажная, как «Комсомольская», а потому довольно высокая – около восьми метров.

– Вы чувствуете, что вместе с вашими коллегами приложили руку к истории Московского метрополитена?

– То, что станция построена, у меня в голове не укладывается. Муки творчества, бессонные ночи, поиск единственно верного решения – все позади. Но зато теперь мы счастливые люди!

Это большое счастье – делать такие объекты, с такими людьми, как Александр Орлов и Александр Рукавишников! А Рукавишникова я обожаю с детства. Рядом с ним ощущаешь невероятную свободу. Он, как старший коллега, не поучает, не давит, а ведет себя как соавтор.

– В Московском метрополитене присутствуют разные архитектурные стили – конструктивизм, ар-деко и даже «сталинская неоклассика». А какой стиль архитектурный стиль нравится вам и почему?

– Тот, который чище – конструктивизм. Интересно не украшательство, а сам скелет конструкции, потому что его невозможно изменить. Раньше выходили справочники по дизайну – это всегда стулья и кресла, то, что привязано к эргономике. Когда находятся новые конструкции и решения – это самое интересное, ведь, скажем, стул сложно изменить.

– Где еще, помимо метро, вы работаете с алюминием?

– Алюминий – замечательный материал, в том числе для создания скульптур. Первым в нашей стране экспериментировать с алюминием, использовать его пластичность в скульптуре начал Александр Рукавишников.

Об Ассоциации (www.aluminas.ru)

Ассоциация «Объединение производителей, поставщиков и потребителей алюминия» (Алюминиевая Ассоциация) создана при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ в декабре 2015 года. Деятельность Ассоциации направлена на создание оптимальных условий для развития алюминиевой промышленности и смежных с ней отраслей. В Ассоциацию входят 128 компаний, в том числе крупнейшие предприятия алюминиевой отрасли России. На долю этих компаний приходится более 67% всего объема производства алюминиевой продукции высоких переделов.

 

 

Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00
Внутри теплицы

Теплицы мечты: как создать идеальное пространство для растений

Хотите создать красивую и функциональную теплицу или навес на своем участке? Сотовый поликарбонат толщиной 6 мм — это отличный выбор! Его легкость, прочность и способность удерживать тепло делают его незаменимым для садоводов.
00
Сильный дождь идет над городом

Признаки неисправности ливневых очистных систем

Ливневые очистные сооружения играют ключевую роль в сборе, очистке и отведении сточных вод, образующихся от атмосферных осадков. Эффективность данных систем влияет на экологическую безопасность и инфраструктуру населенных пунктов.
00
Несколько инженеров и архитекторов на строительной площадке

Система управления строительными проектами: как всё держать под контролем

Цифровая трансформация в строительстве — это не будущее, а необходимость сегодняшнего дня. Профессиональные системы управления проектами становятся конкурентным преимуществом, позволяя минимизировать риски и повышать эффективность работы.
00
ЖК «Резиденция Грин Парк»

Чистая вода в каждой капле: ЖК «Ягода. Резиденция Грин Парк» внедряет систему обратного осмоса

Современный городской житель предъявляет высокие требования к качеству жизни в мегаполисе. Одним из ключевых факторов, влияющих на выбор нового жилья — это доступ ко всем коммуникациям, и особенно к чистой питьевой воде.
00
Забор из сетки из нержавеющей стали

Тканая сетка из нержавеющей стали: особенности и преимущества материала

Характеристики тканой нержавеющей сетки, особенности производства и типы плетения. Преимущества материала перед аналогами и основные сферы применения в современной промышленности.
00
Пластиковые окна в деревянном доме

Пластиковые окна в деревянном доме: плюсы, минусы и нюансы установки

Узнайте все о пластиковых окнах в деревянном доме: преимущества, недостатки и ключевые особенности монтажа. Как избежать ошибок при установке и сохранить уют в доме? Читайте в нашей статье.
00
Греющие кабели

Греющие кабели для трубопровода: Обзор, преимущества и применение

Греющие кабели для трубопроводов представляют собой эффективное решение для предотвращения замерзания и поддержания оптимальной температуры в системах водоснабжения, отопления и других трубопроводных системах.
00
Полусфера из бетона на тротуаре для защиты от парковки автомобилей

Полусфера из бетона: прочные и стильные решения для благоустройства городской и частной территории

Полусфера из бетона — это инновационное и эстетически привлекательное решение, которое находит широкое применение в благоустройстве городских и частных территорий.
00
FORCITIES

FORCITIES: Ключевые тренды и инсайты рынка коммерческой и жилой недвижимости на 2025-2027 года

22-23 апреля в отеле Glenver Garden прошел X Всероссийский форум-практикум «FORCITIES: Ключевые тренды и инсайты рынка коммерческой и жилой недвижимости на 2025-2027 гг.», где были представлены кейсы от ведущих профессионалов отрасли.
00
ЖК Skolkovo One

Ikon Development построит жилой кластер с современной инфраструктурой в Одинцовском городском округе

На основании утвержденных документов девелопер реализует свой новый проект по строительству жилого комплекса с предельной этажностью 14 этажей и площадью жилья 32 тыс. кв. метров.
00
Крыша здания с мембранной кровлей

Устранение протечек мембранной кровли: советы эксперта

Эксперт компании Анконс делится рекомендациями по устранению протечек мембранной кровли. Узнайте, как выявить проблему, выбрать материалы и провести ремонт своими руками или с помощью профессионалов.
00
Охранник в бронежилете около бизнес-центра

Виды бронежилетов

Бронежилеты используются в качестве средства для защиты жизненно важных органов от огнестрельного оружия, осколков снарядов и иных поражающих элементов.
00
ÁLIA — жилой район, спроектированный в урбанистической концепции WORK.LIVE.PLAY.LEARN

В третьей очереди жилого района ÁLIA завершается монтаж лифтов

Готовность третьей очереди жилого района ÁLIA составляет 84%. На объекте продолжается установка лифтов и монтаж внутренних инженерных систем.
Или войти с помощью: