Столичный рынок торговой недвижимости оккупировали девелоперы крупных мультиформатных комплексов. Торговые центры старого формата рискуют не выдержать конкуренции: многие из них будут закрываться либо переформатироваться.
На московском рынке торговой недвижимости происходят колоссальные изменения в структуре спроса и предложения арендных площадей. Если в 2007 году средняя площадь новых торговых комплексов составляла около 55 тыс. кв. м, то в 2009-м она увеличилась до 150 тыс. кв. м. Три года назад на долю крупных объектов (мегамоллов площадью свыше 100 тыс. кв. м) приходилось около 40% новых предложений. В 2009 году доля мегамоллов в общем объеме нового строительства достигла 80%.
Из-за нашествия мультиформатных комплексов, объединяющих в себе магазины, кафе, рестораны, зоны развлечений, резко обострилась конкуренция. «Происходит перераспределение покупательских потоков между торговыми центрами. Наблюдается отток посетителей из торговых центров со слабой функциональной концепцией, владельцы которых ориентированы на извлечение быстрых денег с минимальными затратами и не проявили необходимой гибкости в вопросах арендной политики», — говорит заместитель генерального директора по маркетингу и рекламе компании «Регионы-Девелопмент» Игорь Кашлаков.
Сильнее всего пострадали относительно небольшие торговые центры старых форматов, построенные четыре-пять лет назад и раньше, которые попали в зону охвата мегамоллов. Их посещаемость снижается, качественные арендаторы уходят. Многие собственники недвижимости уже задумываются о реконструкции объектов, активно ищут новые форматы торговли, а также свободные рыночные ниши.

Затмили масштабом
Сегодня в Москве функционирует более десяти крупных торговых центров, построенных до кризиса. Это «Европейский», «Атриум», «Метрополис», «Меги», «Рио», «Золотой Вавилон» и др. В этом году на МКАД открылся торговый комплекс Vegas общей площадью 390 тыс. кв. м. На подходе «Гагаринский» (200 тыс. кв. м), Mall of Russia (179,4 тыс. кв. м). Мегамоллы стали активно размножаться не только в пределах Москвы и на МКАД, но также в городах-спутниках. Например, недавно в Реутове был построен ТРЦ «Рио» общей площадью 175 тыс. кв. м.
В листах ожидания мультиформатных торговых комплексов десятки компаний. Новые мегацентры открываются, уже будучи заполненными арендаторами на 70–90%. И это при том, что арендные ставки в них едва ли не самые высокие в Европе (от 1 до 3–3,5 тыс. долларов за квадратный метр в год). Мегамоллы привлекают арендаторов и покупателей высоким уровнем сервиса, а также несравнимо более широким ассортиментом товаров и выбором развлечений. Например, в недавно открытом «Рио» есть два гипермаркета, кинотеатр, детский центр, боулинг, бильярд, мебельный центр, фитнес-клуб, магазины Zara, River Island, «Снежная Королева», O’stin, Inсity, Ecco, Carlo Pazolini, «Спортмастер» и др. В центральном атриуме первого этажа планируется проводить шоу-программы. «В мегакомплексы люди приходят не только за покупками, но и за развлечениями. Поэтому у них лучшие показатели посещаемости, лояльность посетителей к брендам выше. В универсальных торговых центрах старого формата покупатели менее лояльны, более ориентированы на цену, как правило, не совершают комплексных покупок. Например, из-за разницы в 200–300 рублей они готовы отдавать предпочтение небрендированной обуви. Поэтому совокупные объемы продаж качественного, брендированного товара на квадратный метр в таких магазинах ниже», — поясняет представитель крупной обувной компании.
Спрос на мегацентры со стороны арендаторов подстегивает наметившаяся тенденция укрупнения арендуемых площадей. «Например, Colin’s до кризиса брал в аренду помещения по 250–300 квадратных метров, а сейчас эта компания ищет площади под универмаги от 600 квадратных метров. Многие компании меняют формат магазинов, концепции, а вместе с ними метраж», — рассказывает директор департамента торговой ...

Читать далее на http://www.expert.ru/

Источник:

При размещении активная ссылка и указание автора обязательны!
Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00
ЖК «1-й Шереметьевский», графика

ГК ФСК начала продажи меблированных квартир «под ключ» в ЖК «1-й Шереметьевский»

ГК ФСК запустила реализацию полностью меблированных квартир в ЖК «1-й Шереметьевский», расположенном в Химках. Новый формат «под ключ» стал продолжением стратегии девелопера по расширению линейки готовых решений для клиентов.
00
Nikoliers, логотип компании (быв. Colliers)

В 2025 г. будет введено рекордное количество гостиничных номеров в регионах России

В 2025 году в российских регионах может быть запущено 23 новых гостиничных комплекса на более чем 5 тысяч номеров, что станет абсолютным рекордом. По прогнозам Nikoliers, в 2026 г. активный рост гостиничного девелопмента продолжится.
00
ФАУ «ФЦС», логотип

В первой половине 2025 года вступили в действие более полусотни новых и актуализированных НТД в области строительства

Среди них 44 свода правил (СП) и 14 стандартов (ГОСТ и ГОСТ Р), охватывающих ключевые направления проектирования, строительства и эксплуатации объектов капитального строительства.
00
Мангазея в Богородском

Восточный округ лидирует по темпам роста предложения новостроек за год

Объем предложения квартир и апартаментов на первичном рынке «старой» Москвы за год сократился на 2,7%, в то же время увеличение экспозиции зафиксировано в 4 из 10 административных округов.
10
Велозаводская ул., влд. 2 (зу. 2), ЮАО, Даниловский

Новостройку по программе реновации возводят на Велозаводской улице

На юге столицы в районе Даниловский началось строительство дома по программе реновации общей площадью более 15,5 тысячи квадратных метров. В новостройке запроектировано 176 квартир. Первые этажи будут нежилыми, также запланирована подземная парковка.
10
PR-директор «БЭЛ Девелопмент» Оксана Макеенкова на открытии шоурума в новосибирском комплексе элитных резиденций «Маяковский», 2025

Больше, чем просто стены: как событийный маркетинг помогает продавать элитные метры

В современном мире, где конкуренция на рынке недвижимости высока как никогда, традиционные методы продаж не приносят желаемый результат. Девелоперы активно ищут новые, нестандартные подходы к продвижению своих проектов.
00
Ricci логотип

Вакансия на рынке складской недвижимости в Московском регионе выросла впервые за несколько лет

По итогам I полугодия 2025 года доля свободных качественных складских площадей в Московском регионе достигла 2,5%, зафиксировав рекорд за последние 4 года, однако показатель остается на относительно низком уровне в масштабе всего рынка.
00
Intermark Real Estate (ранее Savills в России), логотип компании

Впервые из Золотой сотни столичных квартир в аренду исчезли варианты дешевле 1 млн рублей

За год цены в первой сотне самых дорогих столичных квартир в аренду выросли на 12%, достигнув средней ставки 1 580 400 руб./месяц. Спрос при этом остается очень активным: за год рейтинг обновился на 54%.
00
Метриум Групп, логотип компании

Самые продаваемые новостройки бизнес-класса Москвы в I полугодии

В I полугодии 2025 года в новостройках бизнес-класса «старой» Москвы заключено на 9,9% меньше сделок по ДДУ, чем за аналогичный период 2024 года. Доля 15 самых востребованных проектов сократилась на 4,5 пп.
00
Управление Росреестра по Москве, логотип ведомства

В среднем 9,7 тыс. ипотек ежемесячно регистрировал столичный Росреестр с начала года

За первые 6 месяцев 2025 года Управлением Росреестра по Москве зарегистрировано 58 460 договоров ипотечного жилищного кредитования на первичном и вторичном рынках недвижимости (+1,2% к аналогичному периоду 2024 и -9,7% к 2023).
00
Трубопроводные коммуникации в промышленности

Переходники в промышленности: как соединить трубы разного диаметра и типа

Как подобрать переходники для труб разного диаметра? Узнайте о видах соединений, материалах и правильном монтаже для герметичных промышленных коммуникаций.
00
На курсах повышения квалификации - в аудитории сидит несколько взрослых людей, они внимательно слушают лектора

Профессии с высшим образованием, особенности получения знаний, требования к обучающимся и перспективы развития

Обзор популярных профессий, требующих высшего образования, и особенности процесса обучения. Советы по выбору направления и требованиям к знаниям и навыкам.
00
Метриум Групп, логотип компании

Самые продаваемые массовые новостройки Москвы в I полугодии 2025 года

В I полугодии 2025 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, число сделок в массовых новостройках «старой» Москвы сократилось на 9,6%. Доля 15 самых популярных у покупателей проектов, напротив, выросла на 10,8 п.п.
Или войти с помощью: