Скачать программу
24.12.2022
Ликбез по недвижимости
23.12.2022
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
22.12.2022
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
22.12.2022
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
22.12.2022
Тенденции рынка, аналитика
Заявка на обслуживание
Заявка на обслуживание Отправьте свою заявку на Realto.ru
и вам помогут наши сотрудники
или партнеры портала

Недавно глава московского метрополитена Дмитрий Гаев привел данные, из которых следует, что затраты на строительство метро в Москве доросли до европейских расценок. При этом на данный момент московский метрополитен продолжает испытывать дефицит средств. Учитывая такую конъюнктуру, по мнению специалистов аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», есть высокая вероятность, что очередное подорожание проезда на метро, которого, скорее всего, стоит ждать, как обычно, к 1 января следующего года, будет выше, чем имело место в начале этого года. А значит, со следующего года проезд в столичной подземке может стоить 30 рублей или даже больше.

Для начала следует отметить, что темпы подорожания проезда на метро растут уже третий год подряд. Так, в начале 2010 года 1 поездка в метро подорожала на 18% против подорожания на 15%, которое имело место в начале 2009 года. А в начале 2008 года проезд на метро подорожал всего на 11%. При этом, инфляция по итогам 2007 года составила 12%, по итогам 2008 года – 13%, а в 2009 году – менее 9%. Таким образом, московские власти с каждым годом не только увеличивают плату за проезд на метро, но и увеличивают темпы этого подорожания, причем они уже даже стали заметно превышать темпы инфляции.

Электроэнергия и пассажиропоток

Так если в 2008 и 2009 годах подорожание проезда на метро находилось примерно на уровне инфляции, то подорожание начала 2010 года превысило инфляцию вдвое или на 9%. Примечательно, что, по словам руководителя Департамента экономической политики и развития правительства Москвы Марины Оглоблиной, основная причина такого подорожания не только рост энерготарифов, но и появление новых станций, так как от ввода новых станций пассажиров не прибавляется, а цена обслуживания метрополитена увеличивается.

Кроме того, на фоне снижения потребности предприятий и организаций города Москвы в сотрудниках на фоне финансового кризиса пассажиропоток московского метрополитена по итогам 2009 года не только не увеличился, а снизился примерно на 6%. И это не удивительно, ведь, объем промышленно производства Москвы по итогам 2009 года снизился на 18%. Между тем, пока значительного оживления производства и бизнеса тоже не происходит. Самый оптимистичный прогноз, который делает правительство Москвы, это удержать экономику столицы от дальнейшего падения. На этом фоне вполне логично ожидать в лучшем случае отсутствия очередного падения пассажиропотока у московского метрополитена, но вряд ли роста.

Однако роста энерготарифов, на который власти Москвы также списывали подорожание проезда в метро, в этом году не избежать. Кроме того, скорее всего, темпы их увеличения снова продемонстрируют рост. Дело в том, что в начале 2010 года рост тарифов на электроэнергию, которая является главным энергоресурсом для московского метрополитена, составил всего 8%, тогда как в соответствии с первоначальными планами правительства России этот рост должен был составить 22%.

Такая коррекция связана с тем, что потребность в электроэнергии в целом по стране на фоне падения объемов промышленного производства снизились. Между тем сейчас, в целом по России промышленность стала возрождаться. Так, по итогам первых двух месяцев 2010 года, по данным Росстата, объем промышленного производства по стране вырос почти на 6%. На этом фоне логично предположить, что правительство России постарается наверстать упущенное в части роста энерготарифов.

Следует отметить, что в планы правительства России по реформированию электроэнеретической отрасли российской экономики входило в пределах 4-5 лет, с 2008 года по 2012 год, поднять тарифы на электроэнергию в 2,1 раза. На данный момент с 2008 года они выросли только в 1,5 раза. Следовательно, в течение следующих 2 лет они должны расти темпами не ниже 18% в год, что, в общем-то, соответствует докризисным темпам подорожания электроэнергии. Ведь, по итогам 2007 года, в начале 2008 года тарифы на электроэнергию выросли на 17%, а по итогам 2008 года, в начале 2009 года – на 19%.

Новое строительство

Таким образом, внешняя конъюнктура провоцирует увеличение темпов роста стоимости проезда на московском метро по итогам 2010 года. Однако для этого есть еще и внутренняя конъюнктура. Как уже отмечалось выше, новые станции метро ведут к удорожанию обслуживания одного пассажира, так как не приводят к пропорциональному увеличению количества пассажиров.

Так, по итогам 2009 года в строй был введен отрезок от станции «Строгино» до станции «Митино» протяженностью 6,3 км. При этом до недавнего времени средняя стоимость введения в строй 1 км двухпутного отрезка метрополитена в Москве составляла, по данным главы московского метрополитена Дмитрия Гаева, 2,2 млрд. руб. Таким образом, в 2009 году на строительство метро было потрачено порядка 14 млрд. руб.

В то же время, на 2010 год запланировано строительство участка от станции «Трубная» до станции «Марьина Роща» протяженностью 3 км, затраты который при стандартных расценках составят 6,6 млрд руб. Кроме того, в течение 2010 и 2011 годов планируется завершение строительства отрезка от станции «Марьино» до станции «Зябликово» протяженностью 4,3 км, которое, по данным Дмитрия Гаева, требует инвестиций в размере от 22 млрд руб. до 25 млрд руб.

Получается, что при строительстве отрезка от станции «Марьино» до станции «Зябликово» на 1 км двухпутного участка метро потребуется от 5,1 до 5,8 млрд руб. или от 127,5 млн евро до 145 млн евро. Подобные расходы выглядят несколько странно на фоне того, что расценки на расходные материалы и рабочую силу после кризиса снизились. Особенно странно это выглядит, учитывая, что в Евросоюзе, по данным Дмитрия Гаева, затраты на строительство 1 км двухпутного участка метро составляют от 80 млн евро до 120 млн евро или от 3,2 млрд руб. до 4,8 млрд руб., то есть меньше, чем требуется при строительстве отрезка от станции «Марьино» до станции «Зябликово».

Можно попытаться объяснить такой рост расходов внедрением на новых станциях новых технологий. Так, по словам Дмитрия Гаева, «все 3 новые станции будут иметь лифты для маломобильных групп граждан, так как требования по установке лифтов теперь действует для всех станций мелкого заложения». Кроме того, «архитектура 3 новых станций соберет в себе все современные технологические наработки», цитирует Дмитрия Гаева ИА «Интерфакс». Возможно, повышенные затраты связаны и со сложностью строительства туннелей под поймой реки Москвы.

Но так или иначе, если отнести на 2010 год половину затрат на строительство участка метро от «Марьино» до «Зябликово», а также добавить затраты на завершение ветки от станции «Трубная» до станции «Марьина Роща», то общие затраты на строительство метрополитена в 2010 году составят от 17,6 млрд руб. до 19,1 млрд руб., что на 4–5 млрд. руб. больше, чем в прошлом году. Наконец, введение в строй станций, оснащенных современной техникой, требует более дорого обслуживания.

Получается, что помимо ухудшения внешней конъюнктуры, в пользу увеличения темпов подорожания проезда в метро говорит и логика внутреннего развития метрополитена. А учитывая тенденцию последних трех лет к повышению темпов подорожания проезда в метро, логично предположить, что в 2011 году подорожание может составить порядка 20%. Другими словами, по мнению специалистов аналитического центра www.irn.ru, с 1 января 2011 года стоимость 1 поездки в место вполне может оказаться 30 рублей или даже более.

Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

13
Росреестр

Основные и дополнительные сведения в ЕГРН

В Едином государственном реестре недвижимости (далее-ЕГРН) содержатся сведения об объекте недвижимости, о правах и сделках, в числе которых и сведения о правообладателях.
20
ЖК «СОЮЗ»

В декабре в жилом спортивно-оздоровительном кластере «СОЮЗ» выполнили испытания 60 фундаментных свай и вывезли более 450 м3 снега из котлована

Строительные работы в жилом спортивно-оздоровительном кластере юности и здоровья в Ростокино ведутся по графику. На объекте завершены работы нулевого цикла.
03
ЖК The LAKE

ГК ФСК инвестирует в московский проект бизнес-класса

ГК ФСК презентовала новый жилой дом бизнес-класса — The Lake, который будет возведен на северо-востоке Москвы, на ул. Снежная, в пешей доступности от станций метро «Ботанический сад» и «Свиблово».
10
Банк ДОМ.РФ, логотип

Банк ДОМ.РФ предоставил проектное финансирование для строительства 50 млн кв. м жилья

С начала года заключено сделок проектного финансирования на сумму порядка 1,5 трлн рублей, что на 860 млрд рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года.
00
Росреестр

Правообладателям земельных участков на заметку

Государство установило в отношении земельных ресурсов охранные меры. Однако о своих обязанностях знают далеко не все собственники и иногда даже не догадываются, что нарушают закон.
00
В премиальном комплексе SLAVA

В премиальном комплексе SLAVA завершен монтаж лифтового оборудования

Финский концерн KONE полностью выполнил свои обязательства поставщика. Всего в жилом комплексе SLAVA установлено 18 лифтов. Кабины рассчитаны на подъем до 1000 кг со скоростью 1,6 м/с.
01
Департамент городского имущества города Москвы - новый логотип

Жители первого дома, построенного по программе комплексного развития территорий, получили ключи от квартир

В столице в рамках проекта реорганизации бывшей промзоны «Октябрьское поле» построен первый объект – 25-этажный жилой дом на 312 квартир. Девелопер - «РГ-Девелопмент».
00
Алюминиевая Ассоциация логотип

В Алюминиевой Ассоциации спроектируют мосты для Узбекистана

Об этом договорились во время ВКС-встречи представители Алюминиевой Ассоциации и AKFA Group - крупнейшего производителя и экспортера алюминиевого профиля на рынке Узбекистана.
00
ФАУ «ФЦС», логотип

О нормативной базе для развития малоэтажного домостроения в России рассказал директор ФАУ «ФЦС» Андрей Копытин

На площадке V Международного форума «Малоэтажная Россия 2022» 19 декабря состоялся круглый стол, посвященный обсуждению регионального опыта строительства малоэтажных зданий.
00
Циан логотип

Итоги 2022 года на рынке аренды

Эксперты Циан.Аналитики подвели итоги 2022 года на рынке долгосрочной аренды и выяснили, в каких городах выгоднее аренда, а не ипотека, а также – как изменилась доходность рантье за последние три года. Тезисы.
00
Банк ДОМ.РФ, логотип

Банк ДОМ.РФ провёл первую сделку по покупке жилья в новостройке с оформлением e-закладной

Банк ДОМ.РФ провёл первую ипотечную сделку по покупке квартиры на этапе строительства с одновременным оформлением электронной закладной.
00
Судостроительная улица, владение 5

Два жилых корпуса по программе реновации введут в Нагатинском затоне в следующем году

В районе Нагатинский затон по адресу: Судостроительная улица, владение 5 в следующем году введут в эксплуатацию два жилых корпуса на 240 квартир для переселения по программе реновации.
00
ГК КОРТРОС лого

Спрос на региональные проекты более устойчив

Спрос на региональные проекты менее подвержен колебаниям рынка, в отличие от московских, такое мнение высказал главный финансовый директор ГК «КОРТРОС» Егор Косарев.
00
Комплекс Экономической политики и имущественно-земельных отношений правительства Москвы

Инвестора для реорганизации территории на Кусковской улице выберут на аукционе

В Москве объявлен аукцион на право заключения договора о комплексном развитии неэффективно используемой территории на Кусковской улице, владение 12 на востоке столицы.
Или войти с помощью: