Подробнее о Программе Realto
Скачать программу
Сегодня 15:37
Тенденции рынка, аналитика
Заявка на обслуживание
Заявка на обслуживание Отправьте свою заявку на Realto.ru
и вам помогут наши сотрудники
или партнеры портала

Коворкинг вместо офиса класса А, дешевое сырье вместо дорогого, бесплатное программное обеспечение вместо лицензионного, электросушилка для рук вместо бумажных полотенец... Корреспондент "Денег" разбиралась, как компании в кризис экономят на материальных затратах.


Первое, что сейчас попадает под нож у большинства компаний,— аренда. Благо свободных помещений много, есть из чего выбирать. Пустующей офисной недвижимости в Москве сейчас даже больше, чем в 2008-2009 годах. В классе А незаполненной оказалась треть офисов, в классе В — 16%. "В этом году впервые за историю рынка крупные объекты вводились в эксплуатацию, не имея ни одного предварительного договора аренды",— говорит Константин Лосюков, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank.


В конце прошлого года арендаторы пытались либо зафиксировать курс доллара в договоре — и кому-то это удавалось, например, на отметке 40-45 руб., либо перевести договор в рубли. По результатам 2014 года коммерческие условия были пересмотрены в 40% сделок (против 32% в 2013 году). Существенная часть оставшихся арендаторов переехали — зачастую находятся более дешевые варианты, причем в том же районе. "У нас было 300 метров в Таганском районе по $1 тыс. за квадрат в год, и после девальвации собственник на уступки идти не хотел,— рассказывает гендиректор компании "Биплан" Илья Грошиков.— Начали искать новое помещение с рублевым договором. Нашли буквально в соседнем доме. В рублевом эквиваленте новый офис стоит нам дешевле, чем прежний: 25 тыс. руб. за метр против примерно 32 тыс.".


Впрочем, офисная недвижимость по-прежнему сдается в основном за доллары. Поэтому, даже учитывая, что средняя долларовая ставка в прошлом году снизилась на 25% — до $593 за метр площади в год, в рублевом эквиваленте цена выросла. Но долларовые тарифы продолжают снижаться, и к середине года падение может дойти до 50%.


Зато в отличие от традиционной офисной недвижимости отчетливый рост спроса наблюдается в коворкингах. Например, в "Хорошей республике" и DI Telegraph количество арендаторов увеличилось в среднем на 30%. "В основном к нам переезжают из офисов молодые компании, связанные с организацией мероприятий, образованием, стартапы",— говорит представитель DI Telegraph Мария Бокова.


"Мы переехали из офиса в бизнес-центре "Серпуховской двор". В деньгах сэкономили не очень много — около 10%. Но прежний офис был далеко от метро: три остановки на трамвае, 10 минут пешком. Новый — в центре, на Тверской",— рассказывает Юрий Калашнов, гендиректор "Бизнес-журнала". Кроме того, с коворкингом работать удобнее, потому что можно сократить количество контрагентов. При аренде офиса нужно заключать отдельные договоры на интернет, уборку, поставку воды, подписывать счета и акты. Если же компания работает с коворкингом, договор один — на аренду рабочего места, а все остальное уже забота самого коворкинга. С 2014 года тарифы в коворкингах почти не изменились — только на некоторые услуги скорректировались в рамках инфляции.


Экономят компании на аренде и другими способами — например, снимают офис поменьше, переводя часть персонала на удаленный доступ. В компании DZ Systems в штате 150 сотрудников, но в офисе сидят только 20, остальные работают удаленно. "Чтобы пересадить сотрудников на "удаленку", нужна система контроля, у нас это программа BagTracker. В ней ставятся задачи и учитываются результаты работы. Нужен мессенджер — Skype или Viber, и внутренний корпоративный портал, чтобы сотрудники все-таки чувствовали свою принадлежность к компании",— говорит Евгений Молчанов, исполнительный директор DZ Systems. По его расчетам, благодаря удаленной работе сотрудников, компании удается сократить 5-7% общих затрат. Правда, пока этим вариантом пользуются в основном в сфере IT, но там на "удаленке" сидят не только программисты, но и аналитики, менеджеры проектов, пиарщики.


Зарабатывать на торговой недвижимости тоже все сложнее. Центр Москвы пестрит баннерами с надписью "Аренда". Пустующих площадей за 2014 год стало больше вдвое — их доля выросла до 6%. В торговых центрах скидки в долларовых контрактах доходят до 40%, но получить эти проценты сложно. "В выгодном положении оказываются не старые арендаторы, а те, кто приходит с улицы",— утверждает владелец ...

Читать далее на http://kommersant.ru/

Источник:

При размещении активная ссылка и указание автора обязательны!

Авторы:

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00
Бест-Новострой логотип

На комфорт-класс приходится 71% в общей структуре сделок 2018 года

О ситуации на рынке новостроек рассказал директор bnMAP.pro Сергей Лобжанидзе в ходе мероприятия «Итоги года с REPA», которое прошло 12 декабря в пресс-центре МИА «Россия сегодня».
00
Донстрой, логотип компании

Индивидуальный тепловой пункт позволяет жителям сэкономить до 20% расходов на отопление

Специалисты компании Донстрой подсчитали, что устройство в жилом комплексе индивидуального теплового пункта (ИТП) позволяет снизить расходы жителей на потребление тепла до 20%.
00
Константин Барсуков, генеральный директор компании «РЕЛАЙТ-Недвижимость»

Константин Барсуков: «Любая скрытая информация о комиссии риэлтора - это воровство»

Сделки по покупке или продаже недвижимости бывают простыми и сложными, но стандартных, как говорится по шаблону, риэлторы не припомнят. Каждая сделка имеет свои нюансы.
10

Один из подмосковных застройщиков решил покинуть рынок "долевого "строительства из-за изменений в законодательстве

Kaskad Family, подмосковный застройщик, занимавшийся строительством малоэтажных домов, принял решение уйти с рынка "долевого" строительства.
10

Бизнес-омбудсмен признал, что банковская система не готова к увеличению объемов кредитования строительной отрасли

Бизнес-омбудсмен Борис Титов заявил журналистам, что банковская система не состоянии справиться с вызовом и значительно увеличить объем кредитования строительной отрасли.
10

Потребителей, которые пользуются центральным газоснабжением, вероятно, обяжут установить «умные» счетчики

По некоторым оценкам, внедрение «умных» газовых счетчиков по всей стране будет стоить около 130 млрд рублей. Кто за это заплатит вопрос нерешенный.
00
ЖК Big Time

Где купить самую доступную двухкомнатную квартиру бизнес-класса

Двухкомнатные квартиры составляют 40% всех представленных в новостройках бизнес-класса лотов, являясь самым популярным вариантом жилья для покупательской аудитории этого сегмента.
Закрыть ×
Вы сможете закрыть рекламу через: 
Или войти с помощью: