20 октября 2010 года компания Blackwood один из лидеров на рынке консалтинговых и брокерских услуг в сфере жилой и коммерческой недвижимости провела пресс-завтрак, посвященный подведению итогов развития рынка городской и загородной жилой недвижимости спустя два года после начала кризиса.
На пресс-завтраке были подведены итоги развития рынка недвижимости за последние два года, даны оценки влияния кризиса на жилой сегмент недвижимости, а также представлены данные аналитического обзора городской и загородной недвижимости за 3Q 2010 года.
В рамках мероприятия выступили: Тимур Сайфутдинов, управляющий директор департамента жилой недвижимости компании Blackwood, Ольга Широкова, директор департамента консалтинга, аналитики и исследований и Оксана Дивеева, директор департамента продаж городской недвижимости.
Первой на пресс-завтраке выступила Ольга Широкова. В своей презентации она наглядно проиллюстрировала динамику развития рынка жилой недвижимости в течение последних двух лет. В частности, как следует из выступления, и в городской, и загородной недвижимости существенно изменилась структура предложения: почти 50% нового предложения формируют проекты эконом–класса, тогда как до кризиса доля этих проектов составляла менее 10%. Дальнейшего развития эта тенденция, скорее всего, не получит - в 2010 г. на рынок начали возвращаться проекты более высокого уровня. И покупатели поддерживают эту динамику – резко снизив запрашиваемые бюджеты в 2008-09 г., в 2010 г. они начали вновь их увеличивать. В частности, доля заявок на покупку с бюджетом более 2 млн. долл. достигла почти 40%, тогда как на «дне» она составляла менее 30%.
С точки зрения цен рынок пока еще существенно ниже – от 14% в городе до 29 % в загороде, чем до кризиса. И, в отличие от кризиса 1998 г., восстановление идет существенно меньшими темпами. В итоге докризисных уровней рынок городской недвижимости достигнет ориентировочно в конце 2012 года (в элитном сегменте в 2011 года), загородной – не ранее 2013. «Из всех имеющихся альтернатив, рынок жилой недвижимости выбрал самый консервативный – медленное и устойчивое восстановление, но зато помешать такому развитию могут только сильные потрясения» - сказала в заключении Ольга Широкова.
Оксана Дивеева, директор департамента продаж городской недвижимости в свою очередь, добавила, что в первой половине 2009 г. спрос на новостройки был минимальным. «Сделки на первичном рынке составляли порядка 10%, но в конце 2009 года ситуация начала меняться. В настоящее время структура спроса соответствует докризисному состоянию – порядка 55% сделок в нашей компании приходится на первичный рынок, около 45% - на вторичный. Она добавила, что сегодня покупатель осторожен, не торопится с принятием решения. «Покупатели, ориентированные на приобретение квартир в инвестиционных целях стали проявлять все больший интерес к консультациям брокеров в вопросах уровня дальнейшего спроса на выбранные квартиры в последующие годы »,- констатирует Оксана Дивеева.
Тимур Сайфутдинов поддержал мнение коллег: «Действительно, в мае – июне этого года было много инвестиционных приобретений на рынке, как в городской, так и загородной недвижимости. Правда, если в городе активно заключались сделки по квартирам в новостройках, находящихся даже на ранних стадиях реализации проекта, то загородом в основном люди инвестировали в готовые дома в завершенных поселках со всеми подведенными коммуникациями. Самым перспективным направлением по-прежнему будет оставаться Новорижское шоссе. К сожалению, объем предложения участков без подряда останется высоким, а за прошедший год не вышло ни одного элитного проекта. Тем не менее, мы ожидаем, что в 2011 году выход высокобюджетных проектов возобновится. На сегодняшний день на рынке загородной недвижимости Подмосковья - наблюдается дефицит предложения ликвидных домов в высокобюджетных проектах, находящихся на завершающей стадии реализации. В связи с этим мы прогнозируем рост цен в этом сегменте».
Таким образом, все представители компании сошлись во мнении, что кризис закончен. И хотя его отдельные последствия еще будут какое-то время оказывать влияние на поведение покупателей и девелоперов, объемы, качество и конечно цены будут стремиться к докризисным уровням, сообщает пресс-служба компании Blackwood.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте