Скачать программу
24.12.2022
Ликбез по недвижимости
23.12.2022
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
22.12.2022
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
22.12.2022
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
22.12.2022
Тенденции рынка, аналитика
Заявка на обслуживание
Заявка на обслуживание Отправьте свою заявку на Realto.ru
и вам помогут наши сотрудники
или партнеры портала
Станция Раменки, московское метро
Фото: Источник фото / Sopelniak Anna

Современный метрополитен немыслим без алюминия – это подтвердят метростроевцы, энергетики, архитекторы и вагоностроители. Но все же первое и главное впечатление на всех посетителей метро производит именно архитектура подземных дворцов. Об этом – в новом материале «Алюминиевого Вестника».

Архитектура подземки

Впервые большие поверхности из алюминия для отделки интерьера метрополитена стали использовать в 1970-е годы. В 1972-м архитектор и проектировщица объектов Московского метрополитена Нина Алешина предложила анодированный алюминий для облицовки колонн на станции «Октябрьское поле». На открытой три года спустя «Щукинской» анодированным «под бронзу» алюминиевым профилем были облицованы путевые стены. На станции «Медведково» Калужско-Рижской линии (построена в 1978 г.) установили пирамидки, штампованные из анодированного под цвет светлой бронзы алюминия, которые символизируют ледяные глыбы. Позднее, в 1990 году, на станциях «Черкизовская» и «Бульвар Рокоссовского» («Улица Подбельского») алюминиевым профилем были отделаны путевые стены и часть потолков.

Однако широкое использование – когда целые поверхности изготовлены из большеразмерных панелей – алюминий получил около десятилетия назад. Внедрению алюминиевых решений в архитектуру подземки поначалу мешали сугубо технологические ограничения. «Раньше завод в Видном производил один-два вида экструдированного облицовочного профиля, – уточняет главный архитектор АО «Метрогипротранс», член правления Союза московских архитекторов Леонид Борзенков. – После перерыва во второй половине 1990-х годов появились первые импортные изделия, затем быстрыми темпами развивалось собственное производство. С конца 2000-х годов технологии позволили изготавливать широкоформатные изделия, затем появилось структурное остекление на базе алюминиевого профиля».

Оптимальный материал

Высокая прочность, легкость, стойкость к химическому и абразивному воздействию и возможность проводить дезинфекцию агрессивными средствами делают анодированный алюминий оптимальным материалом для использования в метрополитене с учетом особенностей его строительства и огромного пассажиропотока.

Алюминиевая отделка в метро повышает долговечность и надежность конструкций при эксплуатации в экстремальных условиях: смена температур, вибрационные и ветровые нагрузки и т.п.

У алюминия есть ряд ключевых преимуществ по сравнению с другими облицовочными материалами. Небольшой вес заготовок позволяет облегчить возведение объектов метрополитена, перемещать на стройплощадку конструкции заводской сборки. Повышенная коррозионная стойкость изделий из алюминия дает возможность эксплуатировать строительные объекты в агрессивных средах – вблизи грунтовых вод и постоянной грязи и слякоти.

Алюминий прочный и в то же время пластичный металл. А ведь эксплуатация ограждающих конструкций (отделок стен) происходит в условиях повышенного уровня вибраций от движения поездов метро. Само собой, нужно учитывать и неизбежное соприкосновение с элементами одежды, аксессуаров и багажа пассажиров, способными повредить поверхности – пуговицами, заклепками и т.д. Увы, нельзя забывать и о вероятности намеренного нанесения ущерба объектам метро – вандализма.

И наконец, применение алюминиевых конструкций дает возможность экономить средства на их обслуживании на всем протяжении жизненного цикла сооружения. Можно сократить затраты на техническое обслуживание конструкций метро, закупку специальных средств обработки путевых стен и отделочных материалов, а также на обучение персонала уходу за отделкой.

В стиле хай-тек

Современный метрополитен строится в стиле хай-тек. Интерьеры пересадочных пунктов выглядят футуристично и урбанистично, подчеркивают простоту и лаконичность пространства. Сотовые алюминиевые панели – оптимальное решение для данной архитектурной задачи.

Именно высокие технологии позволяют создавать едва ли не любые формы. Скажем, на станции «Лефортово» можно увидеть матовый купол из гнутых сегментов алюминия, расписанный вручную. При помощи алюминия были реализованы интересные и современные решения для станций «Мичуринский проспект», «Савеловская», «Авиамоторная» и «Электрозаводская». Витражи, сотовые панели и панели с принтом, защитные зонты, солнцезащитные панели, вертикальные реечные панели на потолке – алюминий присутствует практически во всех элементах станций.

Если проектировщик сегодня в чем-то ограничен с точки зрения технологий, то это, например, из-за отсутствия трехмерных пространственных или сферических панелей –поверхности двоякой кривизны пока произвести непросто. Но, по словам Леонида Борзенкова, и эта проблема со временем будет решена.

Как отмечает эксперт, наиболее популярные решения из алюминия в современном метро – это большеформатные витражи, сотовые панели, которые придают масштаб всему сооружению. Такие панели держат абсолютно ровную поверхность, в то же время из них можно сделать гнутые поверхности в виде зонтов. В отделке потолков популярны системы из тонкого алюминиевого листа и штампованные изделия – 3D-перфопанели и ячеистые потолки Грильято.

Алюминий прочный, геометрически стойкий, держит форму. Более того, сотовые алюминиевые панели при обжиге ведут себя лучше, чем обычные из более толстого металлического листа – соты из алюминиевого листа внутри панели позволяют работать конструкции подобно радиатору.

Ассоциация в метро

Продукцию членов Алюминиевой Ассоциации можно встретить на десятках станций Московского метрополитена. Так, компания «Алюком», специализирующаяся на изготовлении конструкций, облицовки и декоративных изделий из алюминия, приняла участие в создании 40 станций. Собственная разработка предприятия – панели RD.S, имеющие сложную рифленую структуру. Комбинирование трех типов панелей создает игру света в зависимости от освещения, придавая индивидуальность интерьеру каждой станции.

Алюминиевые композитные панели Goldstar производства компании «Алюминстрой» использовались в отделке станций «Селигерская», «Саларьево», «Румянцево», «Беломорская» и других. Предприятие осваивает современные технологии широкоформатной УФ-печати на алюминиевых панелях, которые позволяют получать оригинальные текстуры в самых разных оттенках – от дерева до бетона. Благодаря высокой стойкости покрытия к истиранию и воздействию неблагоприятных атмосферных фактов срок эксплуатации этих элементов превышает 20 лет без потери защитно-декоративных качеств.

РПО «Албес» поставило свои изделия для более чем 20 станций метро, среди которых – «Парк Победы», «Солнцево», «ЦСКА», «Раменки», «Деловой Центр». Для Московского метрополитена предприятие произвело более 150 тыс. кв. метров продукции из алюминия. Ассортимент включает металлическую реечную потолочную систему Perfaten Anchor An-200 и Албес 30ВD, растровый потолок, потолочные перфорированные алюминиевые панели Perfaten 3D, стеновые и потолочные алюминиевые трехслойные панели с сотовым заполнением, фасадные алюминиевые трехслойные панели и ламели с сотовым заполнением и фотопечатью. Для внешних стен вестибюля и вентиляционных киосков станции «Мичуринский проспект» Большой кольцевой линии в РПО «Албес» произвели и поставили алюминиевые сотовые ламели-перголы Perfaten Alcore Al Pergolato разных форматов.

Белорусский завод архитектурного анодирования КТМ-2000 принял участие в создании двух станций Московского метрополитена Большой кольцевой линии – «Мичуринский проспект» и «Зюзино». Задача заключалась в основном в анодировании, а в некоторых случаях в изготовлении облицовочных элементов и алюминиевых конструкций.

Как будто серебро!

Алюминиевые рельефы художника и скульптора, Народного художника Российской Федерации Александра Рукавишникова украсят станцию «Авиамоторная», а коллажи его живописных сюжетов уже воплощены в оформлении путевых стен новой станции метро «Сокольники». Вот, что мастер говорит о своей работе с алюминием: «Алюминий – материал для меня совсем не новый. Я думаю, что первую вещь я сделал году так в 76-м. Это был монтажник-строитель с античным торсом. Отполировал, и мне понравилось, как полировку воспринимает алюминий, как чернится – как будто серебро! И с тех пор, я думаю, процентов двадцать у меня вещей, сделанных из алюминия».

Для станции «Мичуринский проспект» в КТМ-2000 выполнили анодирование листов в цвет «платина» (код цвета C51/E6), а на некоторые листы нанесли гальваническую печать в виде узоров «лепестки». Эти листы использовались при изготовлении сотовых кассет для отделки путевых стен, потолков и декоративных подвесных потолочных панно. Анодирование готовых кассет в желто-оливковый цвет из палитры Sandalor (код цвета S100-0/E0) на станции «Зюзино» – тоже работа специалистов КТМ-2000.

Декор и не только

Кроме декоративной функции у алюминия в метрополитене есть еще и технологическая. На станциях глубокого заложения из него делают водозащитные зонты. В прежние времена водозащитные зонты представляли собой сложную многослойную конструкцию на стальном каркасе, которую нужно было штукатурить и красить, позднее появились стеклопластиковые зонты, при всей технологичности их изготовления у них оставалась проблема с горючестью. Сейчас им на смену пришли зонты из алюминиевых сотовых панелей. Монтаж стал проще – на легкий металлический каркас накидывается алюминиевая панель с отбортовкой – и готово! С обратной стороны это водоотводящий зонт, а с лицевой – декоративный свод, который мы видим.

«Лучшая станция – это та, которая в проекте и еще не построена», – говорит Леонид Борзенков. И действительно, сегодня метро активно строится и в столичных городах, и в региональных центрах. Для многих местных компаний-застройщиков участие в проектах строительства метрополитена – это новый вид деятельности, сопряженный с применением новых материалов и технических решений на их основе. В связи с этим Леонид Борзенков отмечает: «Необходимо популяризировать алюминий для использования в метро. Инструментом может стать проведение вебинаров на онлайн-площадке Алюминиевой Ассоциации, а также конкурсов под эгидой Союза архитекторов России».

Николай Шумаков, президент Союза архитекторов России:

«Сейчас самое ходовое в метро – это алюминий. В основном алюминий с сотовым заполнением. То есть, два листа алюминия снизу, сверху, а внутри – сотовое заполнение тоже из алюминия, как соты в улье. Сотовое заполнение дает возможность делать абсолютно идеальную поверхность в любой ситуации. При монтаже, при эксплуатации геометрия не нарушается»

Об Ассоциации (www.aluminas.ru)

Ассоциация «Объединение производителей, поставщиков и потребителей алюминия» (Алюминиевая Ассоциация) создана при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ в декабре 2015 года. Деятельность Ассоциации направлена на создание оптимальных условий для развития алюминиевой промышленности и смежных с ней отраслей. В Ассоциацию входят 128 компаний, в том числе крупнейшие предприятия алюминиевой отрасли России. На долю этих компаний приходится более 67% всего объема производства алюминиевой продукции высоких переделов.

 

Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00
Росреестр

Основные и дополнительные сведения в ЕГРН

В Едином государственном реестре недвижимости (далее-ЕГРН) содержатся сведения об объекте недвижимости, о правах и сделках, в числе которых и сведения о правообладателях.
00
ЖК «СОЮЗ»

В декабре в жилом спортивно-оздоровительном кластере «СОЮЗ» выполнили испытания 60 фундаментных свай и вывезли более 450 м3 снега из котлована

Строительные работы в жилом спортивно-оздоровительном кластере юности и здоровья в Ростокино ведутся по графику. На объекте завершены работы нулевого цикла.
00
ЖК The LAKE

ГК ФСК инвестирует в московский проект бизнес-класса

ГК ФСК презентовала новый жилой дом бизнес-класса — The Lake, который будет возведен на северо-востоке Москвы, на ул. Снежная, в пешей доступности от станций метро «Ботанический сад» и «Свиблово».
00
Банк ДОМ.РФ, логотип

Банк ДОМ.РФ предоставил проектное финансирование для строительства 50 млн кв. м жилья

С начала года заключено сделок проектного финансирования на сумму порядка 1,5 трлн рублей, что на 860 млрд рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года.
00
Росреестр

Правообладателям земельных участков на заметку

Государство установило в отношении земельных ресурсов охранные меры. Однако о своих обязанностях знают далеко не все собственники и иногда даже не догадываются, что нарушают закон.
00
В премиальном комплексе SLAVA

В премиальном комплексе SLAVA завершен монтаж лифтового оборудования

Финский концерн KONE полностью выполнил свои обязательства поставщика. Всего в жилом комплексе SLAVA установлено 18 лифтов. Кабины рассчитаны на подъем до 1000 кг со скоростью 1,6 м/с.
00
Департамент городского имущества города Москвы - новый логотип

Жители первого дома, построенного по программе комплексного развития территорий, получили ключи от квартир

В столице в рамках проекта реорганизации бывшей промзоны «Октябрьское поле» построен первый объект – 25-этажный жилой дом на 312 квартир. Девелопер - «РГ-Девелопмент».
00
Алюминиевая Ассоциация логотип

В Алюминиевой Ассоциации спроектируют мосты для Узбекистана

Об этом договорились во время ВКС-встречи представители Алюминиевой Ассоциации и AKFA Group - крупнейшего производителя и экспортера алюминиевого профиля на рынке Узбекистана.
00
ФАУ «ФЦС», логотип

О нормативной базе для развития малоэтажного домостроения в России рассказал директор ФАУ «ФЦС» Андрей Копытин

На площадке V Международного форума «Малоэтажная Россия 2022» 19 декабря состоялся круглый стол, посвященный обсуждению регионального опыта строительства малоэтажных зданий.
00
Циан логотип

Итоги 2022 года на рынке аренды

Эксперты Циан.Аналитики подвели итоги 2022 года на рынке долгосрочной аренды и выяснили, в каких городах выгоднее аренда, а не ипотека, а также – как изменилась доходность рантье за последние три года. Тезисы.
00
Банк ДОМ.РФ, логотип

Банк ДОМ.РФ провёл первую сделку по покупке жилья в новостройке с оформлением e-закладной

Банк ДОМ.РФ провёл первую ипотечную сделку по покупке квартиры на этапе строительства с одновременным оформлением электронной закладной.
00
Судостроительная улица, владение 5

Два жилых корпуса по программе реновации введут в Нагатинском затоне в следующем году

В районе Нагатинский затон по адресу: Судостроительная улица, владение 5 в следующем году введут в эксплуатацию два жилых корпуса на 240 квартир для переселения по программе реновации.
00
ГК КОРТРОС лого

Спрос на региональные проекты более устойчив

Спрос на региональные проекты менее подвержен колебаниям рынка, в отличие от московских, такое мнение высказал главный финансовый директор ГК «КОРТРОС» Егор Косарев.
00
Комплекс Экономической политики и имущественно-земельных отношений правительства Москвы

Инвестора для реорганизации территории на Кусковской улице выберут на аукционе

В Москве объявлен аукцион на право заключения договора о комплексном развитии неэффективно используемой территории на Кусковской улице, владение 12 на востоке столицы.
Или войти с помощью: