Депутаты Госдумы РФ предлагают запретить застройщикам создавать товарищества собственников жилья (ТСЖ) и доверять управление новостройками аффилированным компаниям. Зато дольщикам прав хотят добавить – например, разрешить им участвовать в управлении жильем наравне с собственниками квартир.
Это лишь одна из новелл новой законодательной инициативы, посвященной управлению жильем. Причем одна из самых спорных. Пока никому не удалось написать внятный и дееспособный закон на эту тему, хотя попыток было несколько.
Законопроект, корректирующий Жилищный кодекс РФ, внесла в Госдуму группа депутатов во главе с Виктором Плескачевским и Мартином Шаккумом. В документе столько важных положений, что он – если будет принят – станет для сферы управления жильем поистине революционным.
Революционные новации
Во-первых, законопроект вводит термин «управление многоквартирным домом» и подробно расписывает, что входит в деятельность управляющей организации и отличает ее, скажем, от обслуживающей. Сейчас ни один закон такого определения не содержит. В результате – отсутствует четкое разделение на управление, обслуживание и эксплуатацию. А значит, ответственность разного рода управленцев перед жильцами и законом весьма расплывчата.
Депутаты указывают, что при управлении должны учитываться не только текущие проблемы дома, но стратегические задачи на будущее. То есть управленцу надлежит, например, заботиться об улучшении показателей энергоэффективности инженерных систем дома. Обслуживание этого не подразумевает, его задача – поддерживать данные системы в рабочем и безаварийном состоянии.
Во-вторых, закон детально прописывает, чем отличаются договоры на управление домом в зависимости от выбранного собственниками одного из трех способов управления – управляющей организацией, товариществом собственников жилья или непосредственно собственниками помещений в многоквартирном здании.
Разделяются понятия «обязательные платежи» (например, на содержание и текущий ремонт жилья) и «взносы» (например, вступительные для вхождения в товарищество) для ТСЖ.
Прописана также возможность заключать прямые договоры между собственниками жилья и ресурсоснабжающими организациями. Благодаря этому жильцы смогли бы требовать качественного предоставления адресных услуг, а поставщики – получили бы более эффективный механизм борьбы с неплательщиками.
Срок договора на управление продлевается до семи лет (сейчас – год, с возможной пролонгацией до пяти). Автоматически (если у сторон нет претензий друг к другу) он может быть продлен еще на год.
Сейчас чтобы принять решение о текущем ремонте общего имущества в доме, нужно собрать две трети голосов всех собственников. Это очень усложняет работу по обслуживанию жилья – для каждой мелочи обязательно собирать почти всех жильцов. Сделать это, особенно в очень больших жилых комплексах, крайне проблематично. Авторы законопроекта предлагают оставить требование о двух третях голосов только для капитального ремонта и реконструкции дома. А для более мелких вопросов ввести простое большинство от числа присутствующих на общем собрании.
Вводится также административная ответственность собственников и правления ТСЖ, УК за разные провинности. Например, за то, что собственники своевременно не приняли решение «по обеспечению надлежащего состояния помещений индивидуального пользования и общего имущества в многоквартирном доме». Такое случается сплошь и рядом: скажем, жильцы отказываются собирать деньги на починку крыши или лестничных пролетов. В итоге здание приходит в крайне плачевное состояние и может стать опасным для проживания.
Виктор Плескачевский и Мартин Шаккум предлагают скорректировать также положения действующих законов, связанных с установкой индивидуальных счетчиков на воду, тепло, газ и т. д. Например, ФЗ «Об энергоэффективности» (от 23.11.2009 № 261) требует, чтобы многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны оснащаться индивидуальными приборами учета тепловой энергии. Но техническая возможность для этого есть не всегда, и такая операция потребует слишком больших затрат от собственников. Нужно заменить общепринятую в России закрытую однотрубную систему отопления (с вертикальной разводкой) на двухтрубную (с вертикально-горизонтальной). Иначе поквартирные счетчики нельзя будет поставить. Затраты на это будут окупаться лет сто, подсчитали авторы законопроекта. И предлагают для таких домов отменить «индивидуальные» требования, а обязать их устанавливать только общедомовые счетчики ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте