Аренда в ТЦ у метро Электрозаводская
Скачать программу
Заявка на обслуживание
Заявка на обслуживание Отправьте свою заявку на Realto.ru
и вам помогут наши сотрудники
или партнеры портала

Одни аналитики оценивают рынок российского франчайзинга в 2 миллиарда долларов, другие - в 5 миллиардов, но точных цифр не знает никто, потому что в российском законодательстве понятия франчайзинг не существует, хотя на самом деле он есть и неплохо себя чувствует, если верить главному менеджеру Российской ассоциации франчайзинга Валерию Перкову, который отвечал на вопросы нашего корреспондента.

- Как можно охарактеризовать уровень развития франчайзинга в России?

-Мы недавно начали развивать бизнес вообще и франчайзинг в частности, поэтому у нас еще очень молодой, можно сказать, начинающий франчайзинг. Но развивается он довольно-таки быстро, хотя в Китае франчайзинг развивается значительно быстрее. Там много больше франшиз - как иностранных, так и национальных. Многие китайские компании даже уже стремятся выйти на российский рынок. Наши компании пока не могут похвастаться активной внешней экспансией, но на внутреннем рынке у них довольно крепкие позиции.

- Что препятствует и что способствует развитию франчайзинга в нашей стране?

- За долгие годы социализма у нас притупилось чувство собственности. В капиталистических странах у людей с детства воспитывается стремление к тому, чтобы завести собственное дело, сделать его прибыльным и передать детям. В нашем обществе пока такого психологического настроя не наблюдается. Возможно, прошло слишком мало времени, может, играет роль то, что бизнес можно не создавать с нуля, а приватизировать то, что осталось от социализма. Так или иначе, но наши люди в большинстве своем предпочитают получать, а не зарабатывать.

К тому же у нас еще не сложился так называемый средний класс, а ведь франчайзинг связан с определенными финансовыми затратами и с определенными знаниями в области бизнеса. Помните у Ильфа и Петрова в "Двенадцати стульях": "Не учите меня жить, лучше помогите материально". Вот так у нас рассуждают многие предприниматели. Франчайзинг связан с определенной стандартизацией: в области ведения бизнеса, в области технологий. Франчайзер (компания, которая передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы) требует, чтобы франчайзи (покупатель франшизы) обязательно выполнял все его инструкции и делал все так, как делает он сам. У нас же франчайзи в первую очередь начинает думать, что учитель ошибается и можно сделать лучше. Если в США предприниматели с открытым ртом слушают преподавателей, инструкторов и потом в точности выполняют их рекомендации, то у нас люди норовят забежать вперед и думают, как бы это все переделать на свой лад, а не о том, как правильно соблюдать стандарты.

Это серьезное психологическое препятствие на пути развития франчайзинга.

И тем не менее франчайзинг в России имеет огромные перспективы, потому что у нас в стране имеются колоссальные возможности и она нуждается в развитом, эффективном бизнесе как в области торговли и сферы услуг, так и в производстве.

Я уже девять лет работаю в ассоциации и вижу, что все больше людей интересуется приобретением франшиз, старается понять, в чем плюсы и минусы франчайзинга. Если, скажем, несколько лет назад далеко не каждый предприниматель знал, что это такое, то сейчас они уже все знают и решают, как к этому подступиться.

- Как кризис сказался на рынке франчайзинга?

- Кризис, конечно, оставил свой след, но при этом хочу отметить, что почти все компании, работающие на условиях франчайзинга, продолжают свою деятельность. Да, где-то есть снижение продаж и доходов, но самое неприятное уже позади. Больше всего пострадали франчайзеры-риелторы, а также другие компании, которые были теснейшим образом связаны с банковскими кредитами. Те же компании, что были в меньшей степени связаны с банками, устояли и благополучно работают. Где-то в конце прошлого года продажи упали процентов на 10, но в этом году доходы уже повысились и в некоторых случаях даже превзошли прошлогодние уровни. Правда, далеко не везде. Скорость продажи франчайзинга в целом все-таки снизилась, если компания планировала продать 15-20 франшиз за год, то продаст 10-15.

- Устраивает ли вас существующее законодательство участников рынка, или нужно что-то менять?

- Лишь немногие участники рынка считают, что ничего не нужно менять и пусть будет все так, как есть. Большинство же полагают, что законодательство нужно менять, и менять полностью. Наша деятельность сейчас регулируется главой 54 Гражданского кодекса, которая регламентирует, что можно и что нельзя делать франчайзерам и франчайзи. В большинстве стран такого нет, зато там есть требование раскрытия информации, там франчайзер сообщает всю информацию о франшизе, для того чтобы франчайзи смог аргументированно принять решение о ее покупке. Такой подход, конечно, лучше того, что есть в нашем законодательстве. В главе 54-й много таких вещей, которые тормозят развитие франчайзинга. Это прежде всего регистрация договоров коммерческой концессии. Зачем это нужно, никто не может объяснить. Большинство компаний относятся к этому как к пустой формальности. Помощи Роспатента тоже нет, как показывает судебная практика. У одной компании - франчайзера, была тяжба с франчайзи, и ей требовалась помощь Роспатента, но она не была оказана, и только Высший арбитражный суд смог восстановить справедливость.

Так вот законодатели, на наш взгляд, должны всерьез заняться тем, чтобы в законе были четко прописаны требования прозрачности информации о франшизе и о франчайзере. Все-таки франшиза - это товар, и по Закону "О защите прав потребителей" любой продавец обязан предоставлять всю информацию о товаре, с тем чтобы покупатель сознательно приобретал тот или иной товар.

- Каковы перспективы развития франчайзинга в России?

- Если мы все-таки добьемся того, что будет принято другое законодательство, то мы уже сможем и анализировать, и контролировать, и даже влиять на развитие франчайзинга в большей степени, нежели сейчас. Сейчас же большинство компаний-франчайзеров, по сути дела, ушли в подполье, то есть они не называют договор продажи своего продукта договором франчайзинга, потому что даже такого понятия в нашем законодательстве еще нет, но они не называют договор договором коммерческой концессии, как это названо в главе 54 Гражданского кодекса. Они просто уходят от этой ненужной регистрации, и их можно понять.

Изменение законодательства в лучшую сторону позволит нам сделать существенный количественный и качественный скачок. Догонять и перегонять Америку мы, конечно, не будем, но прогнозы весьма оптимистичны.

- В каких отраслях франчайзинг получил наибольшее развитие?

- У нас процентное соотношение примерно такое же, как в США и в других развитых странах. Больше всего франчайзинг получил развитие в розничной торговле - это порядка 40 процентов рынка. 20 с небольшим процентов - это сфера питания. На третьем месте сфера услуг, в том числе торговля недвижимостью и консалтинг. И на последнем месте, увы, сфера производства. Хотя именно в этой сфере спрос на франшизы весьма велик. Люди приобрели какие-то производственные помещения или производственные мощности и хотят выпускать продукцию, но соответствующих франшиз на рынке пока очень мало.

- Какова доля российских и зарубежных участников рынка?

- Лет шесть назад 75 процентов рынка занимали иностранные компании. Сейчас на рынке установился паритет, ну, может быть, чуть больше зарубежных компаний.

При размещении активная ссылка и указание автора обязательны!
Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00

Первые 80 квартир по программе реновации уже можно выкупить

Квартиры в первом готовом доме уже осмотрели многие переселенцы, из них более половины дали согласие на переезд. Некоторые рассматривают вариант по докупке дополнительной площади для улучшения жилищных условий.
00
ЖК «Большое Ступино»

Квартиры в Ступино

ЗАО «Финтрастойл» вновь реализует громкий проект и он уже на стадии завершения! Позвольте ввести вас в мир замечательной и тихой жизни в зеленом Подмосковном регионе. Жилой комплекс «Большое Ступино» станет тем уголком, в котором хочется «свить гнездышко».
00

Дачную амнистию могут продлить еще на 2 года

В Госдуму внесен законопроект, который предлагает продлить упрощенную процедуру механизма регистрации прав на частные дома. Согласно данной инициативе, "упрощенку" предлагается продлить до весны 2020 года.
00

Жильцы получат возможность на общих собраниях выбирать способ оплаты услуг ЖКХ

До конца текущего месяца планируется принять закон о заключении прямых договоров между ресурсоснабжающими организациями и потребителями их услуг - участниками ТСЖ, ЖСК и т.п.
00

Телевизионные системы безопасности от «Альянс Групп»

Телевизионные системы наблюдения используют как на коммерческих, так и частных объектах. Со временем они становятся не только совершеннее, но и доступнее в финансовом плане. При выборе оборудования, тем не менее, нужно проявлять максимум внимательности...
Закрыть ×
Вы сможете закрыть рекламу через: 
Или войти с помощью: