Аренда офисов от собственника!
Скачать программу
Заявка на обслуживание
Заявка на обслуживание Отправьте свою заявку на Realto.ru
и вам помогут наши сотрудники
или партнеры портала

Одни аналитики оценивают рынок российского франчайзинга в 2 миллиарда долларов, другие - в 5 миллиардов, но точных цифр не знает никто, потому что в российском законодательстве понятия франчайзинг не существует, хотя на самом деле он есть и неплохо себя чувствует, если верить главному менеджеру Российской ассоциации франчайзинга Валерию Перкову, который отвечал на вопросы нашего корреспондента.

- Как можно охарактеризовать уровень развития франчайзинга в России?

-Мы недавно начали развивать бизнес вообще и франчайзинг в частности, поэтому у нас еще очень молодой, можно сказать, начинающий франчайзинг. Но развивается он довольно-таки быстро, хотя в Китае франчайзинг развивается значительно быстрее. Там много больше франшиз - как иностранных, так и национальных. Многие китайские компании даже уже стремятся выйти на российский рынок. Наши компании пока не могут похвастаться активной внешней экспансией, но на внутреннем рынке у них довольно крепкие позиции.

- Что препятствует и что способствует развитию франчайзинга в нашей стране?

- За долгие годы социализма у нас притупилось чувство собственности. В капиталистических странах у людей с детства воспитывается стремление к тому, чтобы завести собственное дело, сделать его прибыльным и передать детям. В нашем обществе пока такого психологического настроя не наблюдается. Возможно, прошло слишком мало времени, может, играет роль то, что бизнес можно не создавать с нуля, а приватизировать то, что осталось от социализма. Так или иначе, но наши люди в большинстве своем предпочитают получать, а не зарабатывать.

К тому же у нас еще не сложился так называемый средний класс, а ведь франчайзинг связан с определенными финансовыми затратами и с определенными знаниями в области бизнеса. Помните у Ильфа и Петрова в "Двенадцати стульях": "Не учите меня жить, лучше помогите материально". Вот так у нас рассуждают многие предприниматели. Франчайзинг связан с определенной стандартизацией: в области ведения бизнеса, в области технологий. Франчайзер (компания, которая передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы) требует, чтобы франчайзи (покупатель франшизы) обязательно выполнял все его инструкции и делал все так, как делает он сам. У нас же франчайзи в первую очередь начинает думать, что учитель ошибается и можно сделать лучше. Если в США предприниматели с открытым ртом слушают преподавателей, инструкторов и потом в точности выполняют их рекомендации, то у нас люди норовят забежать вперед и думают, как бы это все переделать на свой лад, а не о том, как правильно соблюдать стандарты.

Это серьезное психологическое препятствие на пути развития франчайзинга.

И тем не менее франчайзинг в России имеет огромные перспективы, потому что у нас в стране имеются колоссальные возможности и она нуждается в развитом, эффективном бизнесе как в области торговли и сферы услуг, так и в производстве.

Я уже девять лет работаю в ассоциации и вижу, что все больше людей интересуется приобретением франшиз, старается понять, в чем плюсы и минусы франчайзинга. Если, скажем, несколько лет назад далеко не каждый предприниматель знал, что это такое, то сейчас они уже все знают и решают, как к этому подступиться.

- Как кризис сказался на рынке франчайзинга?

- Кризис, конечно, оставил свой след, но при этом хочу отметить, что почти все компании, работающие на условиях франчайзинга, продолжают свою деятельность. Да, где-то есть снижение продаж и доходов, но самое неприятное уже позади. Больше всего пострадали франчайзеры-риелторы, а также другие компании, которые были теснейшим образом связаны с банковскими кредитами. Те же компании, что были в меньшей степени связаны с банками, устояли и благополучно работают. Где-то в конце прошлого года продажи упали процентов на 10, но в этом году доходы уже повысились и в некоторых случаях даже превзошли прошлогодние уровни. Правда, далеко не везде. Скорость продажи франчайзинга в целом все-таки снизилась, если компания планировала продать 15-20 франшиз за год, то продаст 10-15.

- Устраивает ли вас существующее законодательство участников рынка, или нужно что-то менять?

- Лишь немногие участники рынка считают, что ничего не нужно менять и пусть будет все так, как есть. Большинство же полагают, что законодательство нужно менять, и менять полностью. Наша деятельность сейчас регулируется главой 54 Гражданского кодекса, которая регламентирует, что можно и что нельзя делать франчайзерам и франчайзи. В большинстве стран такого нет, зато там есть требование раскрытия информации, там франчайзер сообщает всю информацию о франшизе, для того чтобы франчайзи смог аргументированно принять решение о ее покупке. Такой подход, конечно, лучше того, что есть в нашем законодательстве. В главе 54-й много таких вещей, которые тормозят развитие франчайзинга. Это прежде всего регистрация договоров коммерческой концессии. Зачем это нужно, никто не может объяснить. Большинство компаний относятся к этому как к пустой формальности. Помощи Роспатента тоже нет, как показывает судебная практика. У одной компании - франчайзера, была тяжба с франчайзи, и ей требовалась помощь Роспатента, но она не была оказана, и только Высший арбитражный суд смог восстановить справедливость.

Так вот законодатели, на наш взгляд, должны всерьез заняться тем, чтобы в законе были четко прописаны требования прозрачности информации о франшизе и о франчайзере. Все-таки франшиза - это товар, и по Закону "О защите прав потребителей" любой продавец обязан предоставлять всю информацию о товаре, с тем чтобы покупатель сознательно приобретал тот или иной товар.

- Каковы перспективы развития франчайзинга в России?

- Если мы все-таки добьемся того, что будет принято другое законодательство, то мы уже сможем и анализировать, и контролировать, и даже влиять на развитие франчайзинга в большей степени, нежели сейчас. Сейчас же большинство компаний-франчайзеров, по сути дела, ушли в подполье, то есть они не называют договор продажи своего продукта договором франчайзинга, потому что даже такого понятия в нашем законодательстве еще нет, но они не называют договор договором коммерческой концессии, как это названо в главе 54 Гражданского кодекса. Они просто уходят от этой ненужной регистрации, и их можно понять.

Изменение законодательства в лучшую сторону позволит нам сделать существенный количественный и качественный скачок. Догонять и перегонять Америку мы, конечно, не будем, но прогнозы весьма оптимистичны.

- В каких отраслях франчайзинг получил наибольшее развитие?

- У нас процентное соотношение примерно такое же, как в США и в других развитых странах. Больше всего франчайзинг получил развитие в розничной торговле - это порядка 40 процентов рынка. 20 с небольшим процентов - это сфера питания. На третьем месте сфера услуг, в том числе торговля недвижимостью и консалтинг. И на последнем месте, увы, сфера производства. Хотя именно в этой сфере спрос на франшизы весьма велик. Люди приобрели какие-то производственные помещения или производственные мощности и хотят выпускать продукцию, но соответствующих франшиз на рынке пока очень мало.

- Какова доля российских и зарубежных участников рынка?

- Лет шесть назад 75 процентов рынка занимали иностранные компании. Сейчас на рынке установился паритет, ну, может быть, чуть больше зарубежных компаний.

При размещении активная ссылка и указание автора обязательны!
Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00

Прием квартиры в новостройке лучше провести с экспертом

После получения уведомления от застройщика о готовности жилья в новостройке, многие участники долевого строительства, не задумываясь, подписывают акт приема-передачи. Нередко после этого они обнаруживают в квартире ряд недостатков, которые приходится устранять за свой счет. Чтобы избежать дополнительных расходов рекомендуется на данном этапе привлечь независимого эксперта для проведения строительной экспертизы.
00

Все, что необходимо знать о бетоне и растворах

На любой строительной площадке процесс начинается с закладывания фундамента, основой которого является бетон. Во второй очереди в дело вступает строительный раствор. Это два основных товара, пользующихся повышенным спросом. Согласно практике, для некоторых подрядчиков «строительный раствор» и «бетон» означают одно и то же.
00

Надежный дверной замок должен служить долго

При покупке новой жилплощади в первую очередь новые хозяева стараются заменить самое важное – сантехнику, входную дверь и окна. Если вы желаете, чтобы доступ к вашему новому дому был только у вас, то в обязательном порядке нужно сменить дверной замок.
00

Качественная оптимизация бизнеса

На сегодняшний день мало какое торговое или производственное предприятие обходится без интернет-ресурса, где предоставляет свой товар или услуги. Интернет стал отличной площадкой для торговли, и более 70% людей уже делают основную часть своих покупок именно там. Все, что касается бизнеса, связанного с Интернетом, принято считать более перспективным и динамичным.
00

19 - 21 апреля 2017 г. в отеле «Балчуг Кемпински Москва» состоится XVII Всероссийский Конгресс «Регулирование земельно-имущественных отношений 2017 Весна». Организатор компания «АСЭРГРУПП».

В течение трех дней Конгресса будут рассмотрены вопросы правового регулирования установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, требования к установлению охранных зон, вопросы комплексного освоения территорий по инициативе правообладателей недвижимости и и др.
00

Все услуги, связанные с недвижимостью, предоставит опытная компания Solo-Group

На сегодняшний день недвижимость остается одним из самых ценных и значимых видов собственности. Если вы владеете квадратными метрами – вы владеете большими деньгами. Многие люди, которые имеют некий капитал и хотят его выгодно инвестировать, вкладывают свои деньги именно в недвижимость.
00

Акриловая ванна станет достойной заменой чугунной в городской квартире

Одним из основных критериев при выборе ванной считается материал ее изготовления. От него во многом зависит практичность и долговечность изделия, а также его эстетические характеристики. И если ранее пальму первенства держали традиционные чугунные ванны, то сегодня достойную конкуренцию им составляют акриловые, обладающие рядом несомненных преимуществ.
00

Французский огород преобразит привычные грядки

В последние годы среди дачников и владельцев загородных домов все большей популярностью пользуется как называемый французский огород. Наряду с практичностью такие насаждения обладают высоким уровнем эстетичности, позволяя превратить территорию в настоящий цветник.
00

Рольставни станут надежной защитой для дачи

В весенне-летний сезон множество городских жителей отправляются на дачи. Здесь можно отдохнуть от суеты мегаполиса, насладиться природой, набраться новых сил. А вот в холодный сезон дача остается без присмотра, что чревато проблемами с безопасностью имущества.
00

На западе Москвы откроется новый спортивный комплекс

Как сообщил глава Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев, в скором времени в районе Фили-Давыдково появится новый спортивный комплекс на улице Малой Филевской. Все подготовительные работы уже выполнены и стартовало строительство самого здания.
00

Торговый центр в деревне Картмазово будет готов в течение 2-3 месяцев

Как сообщил глава Департамента по развитию новых территорий Москвы Владимир Жидкин, к началу лета Новая Москва получит еще один крупный торговый центр. Благодаря ему, в деревне Картмазово, появится 400 новых рабочий мест.
00

«СУ-155» сдадут в 2018 году

Как сообщил министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень, проблемные дома комплекса «СУ-155» будут достроены к 2018 году. Эта информация верна, так как средства на окончание строительства этих долгостроев уже найдены.
Закрыть ×
Вы сможете закрыть рекламу через: 
Или войти с помощью: