Сегодня 12:18
Новости и комментарии
Сегодня 10:52
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
Сегодня 09:50
Новости органов власти

Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали будут реконструированы: Кремль решил потратить на них 562 млрд руб. БАМ, возможно, дотянут до острова Сахалин, потом проложат до Кореи и Китая. Российские власти мечтают увеличить поток транзитных грузов из Азии в Европу по территории России, но окупаемость этих строек вызывает большие сомнения. Если же Вас интересуют именно наземные грузоперевозки по Москве 20 тонн, то рекомендуем обратиться в транспортную компанию "Русь ТК", которая является одним из лидеров в этой области!

На совещании с членами правительства в Ново-Огарево президент Владимир Путин предложил актуализировать схему развития Транссиба и БАМа. Обе магистрали будут расширены, модернизированы, продлены.

«За последние пять лет только в направлении дальневосточных портов России объем грузовых железнодорожных перевозок вырос на 55%, составив около 110 млн тонн в год, — это рекордные показатели для этого участка», — сообщил Путин, добавив, что даже в советское время здесь не перевозилось такого объема грузов. «Перевозки выросли в 10 раз», — поддержал Путина президент РЖД Владимир Якунин.

На прилегающих к БАМу территориях находятся месторождения, в которых содержится четверть российских запасов свинца и меди, ванадия, половина запасов цинка. Здесь расположены крупнейшие месторождения углеводородного сырья — Ковыктинское, Верхнечонское.

Но рост грузопотока привел к тому, что нагрузка на железнодорожную сеть возросла до предела, на трассе появились узкие места, что негативно отражается на деловой активности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, ограничивает транзитные возможности этих регионов.

Расшивать узкие места и повышать пропускную способность символов советской эпохи решено за счет госсредств. Но не безвозмездно. Хотя РЖД настаивает на том, что подобные инфраструктурные проекты в принципе не окупаются, Путин тем не менее потребовал внимательно просчитать окупаемость проекта и возвратность инвестиций, сроки возврата.

Реконструкцию магистралей планируется завершить к 2018 году, рассказал глава Минтранса Максим Соколов. Под этот проект будет привлечено 562 млрд рублей. Из них 300 млрд рублей — это инвестпрограмма государственной РЖД, а 260 млрд рублей поступят напрямую из бюджета, в том числе 110 млрд рублей прямых инвестиций и 150 млрд рублей через Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Реализация проекта начнется уже со следующего года. «У РЖД уже подготовлена документация по этому проекту на 25 млрд рублей», — уточнил Соколов.

Акции РЖД, которые ФНБ выкупит в течение трех лет, будут привилегированными, чтобы не размывать долю государства. Предполагаемая доходность акций в первые годы — 2–3%, но в последующем уровень доходности будет выше инфляции. Срок окупаемости проекта – 30 или даже 50 лет. Соколов дал понять, что горизонт возврата госинвестиций до конца не проработан.

Как пояснил Соколов «Газете.Ru», увеличение грузопотока после реконструкции Транссиба и БАМа на 55 млн тонн в год – это консервативная оценка. В реальности будет больше. «Такая оценка грузопотока сложилась после консультаций правительства с крупнейшими грузоотправителями — сырьевыми компаниями «Мечел», «Евраз», СУЭК», — пояснил Соколов.

Эти компании планируют нарастить грузопоток к 2018 году, но просят взамен гарантий по сдерживанию тарифов РЖД, добавил Соколов. Сейчас рост тарифов ограничивается уровнем инфляции. Основной груз того же БАМа — уголь, руда. Тарифы на их перевозку примерно вдвое ниже затрат РЖД. Реконструкцией БАМа и Транссиба дело может не ограничиться. Нужен БАМ-2, уверял в июле прошлого года на совещании во Владивостоке министр по развитию Сибири и Дальнего Востока Виктор Ишаев. БАМ-2, возможно, дотянут до Сахалина с помощью моста, затем железнодорожную ветку направят в Корею и Китай.

Это позволит перенаправить поток транзитных грузов из Азии в Европу через российскую железную дорогу вместо морского пути вокруг Африки. Совещание, на котором были обнародованы эти планы, проходило под председательством премьера Дмитрия Медведева.

Проект БАМа и Транссиба дискутируется властями второй год. Первоначально планировалось реконструировать только Транссиб. Но Якунин настоял на включении в проект и БАМа, обосновав это неделимостью магистралей.

Трансформация произошла и в объемах финансирования. Сначала правительство планировало выделить из бюджета на реконструкцию только 260 млрд рублей, а речи об окупаемости и возвратности госсредств не шло.

Неоднократно менялась и оценка пропускной способности магистралей — нынешней и после реконструкции. Еще год назад Минтранс приводил оценки нынешнего объема перевозки грузов по Транссибу и БАМу в разы меньшие, чем заявлены сегодня, и предполагал расширение пропускной способности до 75 млн тонн грузов в год, а не до 165 млн, как сейчас. Такой разнобой оценок не может не вызвать удивления.

Некоторые из отраслевых экспертов утверждают, что в повышении пропускной способности магистралей сейчас вообще нет необходимости: перевозки сокращаются. Другие эксперты утверждают, что это явление временное, надо видеть перспективу.

Сомнения по поводу загруженности стальных магистралей есть и у властей. На совещании Путин потребовал более четко определить объемы и направления будущих грузопотоков по Транссибу и БАМу. Новые транспортные мощности должны быть востребованы, добавил он.

На политическом уровне решение о масштабных инфраструктурных проектах было оглашено на международном Петербургском экономическом форуме в июне. Кроме БАМа и Транссиба в этом проекте фигурируют строительство Центральной кольцевой автодороги и высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Нижний Новгород — Казань. Скоростная ветка до Казани обойдется в 928 млрд рублей, подсчитали в РЖД. Из них 650 млрд – бюджетные средства, остальное – инвестпрограмма самой госмонополии (более 1 трлн рублей на 2013–2015 годы).

Вложения в инфраструктурные проекты при нынешнем состоянии РЖД (монополизированность и непрозрачность) можно считать высокорисковыми, считает аналитик Lionstone Investment Services LTD Владимир Панов.

Демонополизировать РЖД призывал на совещании у премьера в четверг глава ФАС Игорь Артемьев. Он обвинил РЖД в том, что тарифы на железнодорожные перевозки в России самые высокие в мире, что РЖД стал транспортным «Газпромом».

Но Артемьев не был поддержан вице-премьером Аркадием Дворковичем. А глава монополии Якунин в ответ сообщил в своем блоге, что уровень тарифов является результатом компромисса между всеми сторонами, задействованными в перевозках, и определяется не РЖД, а правительством.

Ранее свою точку зрения на использование средств ФНБ высказывал «Газете.Ru» научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, напоминавший, что ФНБ — это деньги пенсионеров:

«При инвестировании денег пенсионеров ваша задача — думать исключительно об интересах будущих пенсионеров, а не о стимулировании экономического роста вообще».

Их надо инвестировать таким образом, чтобы деньги возвращались в Пенсионный фонд и через 20 лет шли пенсионерам. «Правительство теряет контроль над тем, куда будут идти эти инвестиции, и должна быть специальная власть», — заявил он, имея в виду независимость администрации ФНБ от правительства и его решений.

Вложения в инфраструктуру важны для стимулирования экономического роста, но долгосрочный эффект от реализации этих проектов должен быть просчитан заранее, отмечает Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков брокерского дома «Открытие». «Предыдущие вложения государства в эти магистрали в годы застоя большей частью обернулись закапыванием в землю денег и человеческого потенциала», — говорит Бушуев.

Госинвестиции в транспортную инфраструктуру могут выступить драйвером экономического роста, отмечает начальник отдела аналитики УК «Капиталъ» Андрей Верхоланцев. Такие проекты имеют значительный мультипликационный эффект за счет роста смежных отраслей.

«Инвестиции в железные дороги является классическим кейнсианским рецептом оживления экономического роста», — иронизирует Олег Душин, старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент».

«С точки зрения стимулирования экономического роста эффективнее было бы создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, улучшение экономического климата, как бы пафосно это ни звучало», — возражает Бушуев.

Еще более радикальной точки зрения о рациональности государственных мегапроектов придерживается депутат Госдумы Оксана Дмитриева. В интервью «Газете.Ru» она говорила: «Это должны быть вложения в инновационные мегапроекты — не такие, как Олимпиада или форум АТЭС. Олимпиада — это двойное или тройное финансирование полета на Марс, или четыре-пять финансирований проектов по геному человека.

Но, когда вы финансируете полет на Марс, это рывок в развитии науки, космических и других технологий, появление рабочих мест. А когда вы строите мост на остров Русский, вы на 50% финансируете чиновничьи «откаты» и рабочие места для гастарбайтеров».

«Но кроме экономических есть и политические мотивы для модернизации Транссиба. Для сохранения позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе внимание к Транссибу оправдано. Объем же заявленных сумм вполне соотносится с объемом ФНБ и масштабами осваиваемой территории», — считает Душин. На 1 июля объем накоплений ФНБ — 2,8 трлн рублей. Однако, добавил эксперт,

решения по Транссибу и БАМу выглядят не государственно-частным партнерством, а государственно-государственным, поскольку со всех сторон участвуют госсредства или госкомпании.

Решение государства инвестировать именно в виде привилегированных акций (префы дают право на фиксированный доход, но не являются голосующими) выглядит логичным, отмечает Душин. По сравнению с облигациями такие акции дают больше прав в плане контроля.

Выбор привилегированных акций означает, что государство, с одной стороны, не хочет обременять компанию дополнительными долгами. «А с другой стороны, не хочет показывать, что вместо процесса приватизации идет, наоборот, процесс национализации», — говорит Бушуев.

Подобную практику, по мнению эксперта, применяли власти США в конце 2008 года, когда для пополнения капитала обанкротившихся банков, выкупали масштабные дополнительные эмиссии их привилегированных акций.

Срок окупаемости акций РЖД в 30–50 лет очень большой, а процент по ним низкий, но для масштабных инфраструктурных проектов с поддержкой государства это обычная практика, отмечает Бушуев. Как в Европе, добавляет Верхоланцев.

Источник:

При размещении активная ссылка и указание автора обязательны!
Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00
Nikoliers, логотип компании (быв. Colliers)

Прогнозы офисного рынка Москвы до 2029 г.: рост арендных ставок на фоне ограниченного предложения

Международная консалтинговая компания Nikoliers подготовила прогноз офисного рынка Москвы на ближайшие четыре года (до 2029 года), включающий три сценария развития: консервативный, оптимистичный и базовый.
00
Береговой пр-д, влд. 9, к. 1. ЗАО, Филёвский Парк

Выдано разрешение на строительство дома по программе реновации на западе столицы

В районе Филёвский Парк построят многоквартирный дом для переселения жителей по программе реновации. Работы начнутся по адресу: Береговой проезд, земельный участок 9/1 (ЗАО).
00
Гостиница на фоне виноградников под солнцем

К 2030 году количество гостиниц при винодельнях в России может увеличиться в 3,5 раза

В перспективе 5–7 лет номерной фонд при винодельнях в РФ может увеличиться на 1200 номеров, что будет способствовать существенному развитию туристической инфраструктуры в отрасли.
00
Проект набережной в районе Нагатинский Затон

Новая набережная появится на юге столицы

Современный рекреационный объект запроектирован рядом с судостроительным кластером (верфью) в районе Нагатинский Затон. Он станет продолжением 1,5-километровой набережной в «Ривер Парк Коломенское».
00
Корпуса 1.5 и 1.6 ЖК «Кавказский бульвар 51»

Два корпуса на 754 квартиры сданы в жилом комплексе «Кавказский бульвар 51»

Общая площадь двух корпусов высотой 23 и 33 этажа составила около 48 тысяч квадратных метров. Объекту присвоен адрес: Кавказский бульвар, д. 51, к. 1 (ЮАО). Девелопер - ГК ПИК.
00
КРТ: Малая Филевская, вл. 9, 11

Деловое пространство появится в районе Фили-Давыдково по программе КРТ

В ходе реорганизации участка площадью 1,9 гектара на Малой Филевской улице построят административно-деловой комплекс общей площадью 62,5 тысячи квадратных метров.
00
Корпус Madison квартала бизнес-класса «Зорге 9»

Магазин сети «ВкусВилл» открылся в квартале «Зорге 9»

Магазин продуктов здорового питания «ВкусВилл» площадью 155 квм открылся в корпусе Madison квартала бизнес-класса «Зорге 9» по адресу улица Зорге, 9А, корп. 1.
00
Отделка white box – «белая коробка»

Доля новостроек с white box выросла почти в два раза за пять лет

Предчистовая отделка white box быстрыми темпами набирает популярность на первичном рынке «старой» Москвы. Доля квартир и апартаментов с таким ремонтом от застройщика сегодня достигла 23,2%.
00
bnMAP.pro логотип

Только в трех городах-миллионниках РФ цены на квартиры в новостройках снизились в августе

Москва лидирует среди мегаполисов РФ по росту средней цены предложения на лоты в новостройках за август (+3,6%), в то время как Казань демонстрирует максимальное снижение этого показателя (-2,5%).
00
Управление Росреестра по Москве, логотип ведомства

Проверьте свой земельный участок

В целях защиты имущественных прав рекомендуем зарегистрировать право собственности на хозяйственные постройки, расположенные на вашем земельном участке.
00
Оборудование для клининговой компании - Поломоечные машины

Какое оборудование нужно для клининговой компании

Офисы, торговые центры, медицинские учреждения и тп. требуют соблюдения правил уборки и использования специального оборудования. Обычный пылесос тут не справится, нужен целый «автопарк» техники, чтобы уборка была по-настоящему качественной.
00
На большом складском комплексе кипит работа

Современная складская техника: многообразие решений от ведущих брендов

Правильно подобранное складское оборудование позволяет оптимизировать логистические процессы, свести к минимуму затраты и обеспечить безопасность рабочих операций.
00
В ÁLIA открылась школа с инженерным профилем

В ÁLIA открылась школа с инженерным профилем

Девелопер Asterus построил и передал городу школу на 825 мест в жилом районе ÁLIA (СЗАО, Покровское-Стрешнево). 1 сентября школа приняла первых учеников.
00
bnMAP.pro логотип

В Москве зафиксирован минимальный объем предложения новостроек за год

По данным системы мониторинга и аналитики недвижимости bnMAP.pro, в августе 2025 года в новостройках Москвы объем предложения составил 43 тыс. лотов. Это минимальное значение за год.
00
Nikoliers, логотип компании (быв. Colliers)

Компания Nikoliers обновила классификацию рынка новостроек в границах «старой» Москвы

За последние несколько лет подход девелоперов к продукту претерпел существенные изменения на фоне меняющихся запросов потребителей, что, в свою очередь, привело к необходимости актуализации классификации.
Или войти с помощью: