Архитекторы, дизайнеры и поставщики обсудили, как разные подходы к выбору материалов помогают создавать уникальные жилые и общественные пространства.
В начале октября 2025 года в рамках деловой программы международного форума и выставки 100+ TechnoBuild в Екатеринбурге прошёл IV Форум дизайнеров интерьера. 2 октября состоялась дискуссия на тему «Новые материалы и дизайн-коллаборации: как создавать уникальное», в которой приняли участие архитектор и руководитель архитектурного бюро BOHAN Studio Дарья Туркина; дизайнер и сооснователь мебельной компании 7 TREES Ольга Марусяк; дизайнер и основатель студии дизайна ELENA POTEMKINA INTERIORS Елена Потёмкина; ведущий дизайнер интерьеров архитектурного бюро FISH Анна Щапова и Дмитрий Туторев, руководитель отдела продаж компании по производству лакокрасочных материалов «Новый дом».
Архитектор Дарья Туркина, руководитель архитектурного бюро BOHAN Studio, выступила в роли модератора, а также представила своё видение материаловедения с точки зрения архитектора — как работать с привычными материалами в новом контексте, создавая индивидуальность пространства, в том числе в процессе совместного творчества с российскими ремесленниками.
«На первый взгляд кажется, что материалов очень много, но на самом деле архитекторы и дизайнеры всегда ограничены в выборе из-за их свойств, ведь для проектирования жилых и общественных пространств подходят только негорючие материалы — бетон, металл, камень, стекло», — отметила Дарья Туркина.
В проектах BOHAN Studio материалы становятся языком архитектурного высказывания. Дарья поделилась яркими кейсами проектов бюро, где в коллаборации с мастерами со всей России удалось найти необычное применение привычным материалам и создать концептуальные визуальные эффекты в пространствах.
Центральной идеей концепции бизнес-зала аэропорта «Стригино» в Нижнем Новгороде стал брутальный образ большого индустриального города. В проекте особенно выделяются элементы из кортеновской стали, которая создаёт визуальный эффект ржавчины. В бизнес-зале аэропорта «Платов» в Ростове-на-Дону металл предстаёт в совершенно ином визуальной ключе — в данном случае, в оформлении декора был использован титан, который особым образом окисляется под воздействием температуры, после чего на поверхности остаются красивые переливчатые следы — так называемый эффект побежалости. Этого эффекта не так просто достичь, и он получился в коллаборации с мастерами из Беларуси, которые работают с военной промышленностью. Кроме того, на месте строительства бизнес-зала, стоящего чуть в стороне от основного здания аэропорта, археологи обнаружили курган с золотом сарматов. Архитекторы BOHAN Studio, вдохновившись этим сюжетом, привнесли в дизайн-проект золотые акценты, использовав латунь с эффектом медного золота в оформлении светильников и других элементов.
Аэропорт Стригино, бизнес-зал
Реализованный BOHAN Studio проект столичной станции метро «Солнцево», победивший в конкурсе Градостроительного комплекса Москвы, иллюстрирует возможности бетона в контексте создания концептуальных форм. Идея родилась из топонимики и истории местности — когда-то здесь располагался дачный посёлок. BOHAN Studio спроектировали уникальный павильон из белого бетона, визуально напоминающий традиционный русский дом с двускатной крышей. Благодаря фигурным отверстиям сквозь крышу проникают естественные солнечные лучи. Общее освещение в пространстве усиливается за счёт глянцевых металлических панелей, использованных в отделке стен и потолка.
Вход в станцию метро Солнцево
Дарья Туркина подчеркнула, что дизайнеры и архитекторы безусловно выступают в роли ключевых создателей новых пространств, но за кадром остаётся кропотливая работа с исполнителями — подрядчиками, поставщиками, заводами, авторскими мастерскими. В этом контексте она привела в пример уникальный кейс BOHAN Studio — реконструкцию московского кинотеатра «Художественный».
Главное фойе кинотеатра Художественный. Автор фото Lazzarin Francesco
Задачей BOHAN Studio стала адаптация оригинального дизайн-проекта испанского бюро Lazaro Rosa-Violan под российские реалии. Когда рабочий процесс уже был в разгаре, началась пандемия, и зарубежные поставщики оказались недоступны. В связи этим нужно было срочно искать альтернативные решения внутри страны. Команде BOHAN Studio удалось справиться с этим вызовом — заказать у проверенных на практике отечественных мастеров реплики испанских кресел, ковёр с оригинальным принтом, художественные панно, объёмную хрустальную люстру и многие другие детали, создающие теперь роскошную атмосферу кинотеатра, расположенного в самом центре Москвы. Нетривиальной задачей также была замена деревянного паркета, предложенного в проекте испанскими дизайнерами, поскольку он изначально не соответствовал требованиям пожарной безопасности, а также оказался непрактичным решением с точки зрения особенностей московского климата и большой пропускной способности кинотеатра: такое покрытие очень быстро пришло бы в негодность. Команда BOHAN Studio придумала достойную альтернативу — наборный пол, который визуально практически неотличим от паркета.
Ольга Марусяк, сооснователь мебельной компании 7 TREES, рассказала, как выбор материалов влияет на итоговое восприятие предметов мебели во входных группах современных жилых комплексов. Исходя из большого опыта работы с застройщиками, она подчеркнула, что зачастую одно и то же техническое задание может быть реализовано совершенно по-разному с точки зрения даже небольшой разницы в бюджете.
«Элементы меблировки в оформлении лобби среднего ЖК — это примерно 0,25% от общего бюджета. И такая незначительная, казалось бы, доля бюджета уже значительно влияет на первое впечатление клиентов, поскольку МОПы уже отчасти стали таким медийным пространством, визитной карточкой девелоперских проектов. Важно не пренебрегать уровнем качества материалов и обязательно учитывать авторский надзор, ведь красота рождается именно в деталях», — подчеркнула Ольга.
Елена Потёмкина, основатель студии дизайна ELENA POTEMKINA INTERIORS, поделилась подходом, который лежит в основе философии проектирования студии: архитектура, дизайн и декор должны быть связаны в единую логику — только последовательность от объёма к деталям позволяет создать актуальный и гармоничный проект.
«Мы разработали для себя систему трёх китов проектирования, строгое правило, которого всегда придерживаемся. Архитектура — фундамент, дизайн — каркас, а декор — вишенка на торте. Оформление пространства — своего рода кульминация всего проекта, и только в этот момент мы уже приглашаем к сотрудничеству художников и вместе думаем, какие элементы декора будут вступать в диалог с пространством и сделают его по-настоящему уникальным», — отметила Елена.
Ведущий дизайнер интерьеров архитектурного бюро FISH Анна Щапова рассказала о поиске новых ролей для привычных материалов и экспериментах со смыслом и формой — например, в дизайне интерьеров гастропарка Tate izakaya в Тюмени. В проекте особое внимание уделено фактурам и работе с материалом — каждая деталь интерьера наполнена восточной философией. Так, для столешниц было выбрано обожжённое дерево — символ взаимодействия двух стихий, огня и земли. Сочетание света, текстур, звуковой среды и тонкой стилизации создало многослойный образ Азии, благодаря которому усиливаются гастрономические впечатления.
«Креатив в интерьере — это всегда про смыслы. Мы ищем идеи в культуре, в контексте, в истории места. Таким образом даже самые простые материалы можно обыграть так, чтобы они вызывали эмоцию и запоминались», — добавила Анна.
Дмитрий Туторев, руководитель отдела продаж компании по производству лакокрасочных материалов «Новый дом», выступил со стороны подрядчиков и производителей. Он подчеркнул, что цвет — это не только про эстетику, но и про технологию, а выбор покрытия напрямую влияет не только на визуальное впечатление, но и на долговечность архитектурных решений. Он поделился с аудиторией эффективным способом проверить качество краски: надуть шарик, покрыть его краской в один-два слоя, дать полностью высохнуть, а затем лопнуть его — плохая краска потрескается или раскрошится, а эластичная — аккуратно сожмется вместе с шариком.
«Только когда все участники процесса становятся единомышленниками, рождаются проекты, которые не просто впечатляют, но и сохраняют ценность на годы вперёд. Проверенная база контактов исполнителей жизненно необходима для любого архитектурного и дизайн-бюро: она даёт уверенность, что даже в нестандартных условиях проект получится реализовать на том же уровне, на котором он был задуман», — подытожила обсуждение Дарья Туркина.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте