Если дом не подлежит восстановлению, жильцов должны расселить
ДАЖЕ нас, журналистов, задел за живое фоторепортаж Дарьи Панфиловой. Ни красивых постановочных кадров, ни обличающих строк, а в качестве главных героев – ржавые трубы, облупившиеся стены, гниющие потолки.
Ничего личного – просто пришла и увидела. Так жить нельзя – но так живут люди. И не где-нибудь – в центре Москвы.
Корреспондент «Вечерки» тут же начала свое, журналистское, расследование.
Абонент заблокирован
Первым делом я обратилась в управу Пресненского района. Начальник отдела ЖКХ Александр Михайлов подтвердил:
– На данный момент это здание не числится в городском жилищном фонде, оно является бывшим общежитием. Когда-то принадлежало обувной фабрике «Восток» (пер. Капранова, д. 3). Сейчас это строение находится в частной собственности. Я от вас услышал, что оно задействовано как общежитие, и отправил сотрудника проверить. Из разговора с охранником наш сотрудник узнал, что владелец здания – ЗАО «Марлис-недвижимость». Вероятнее всего, фирма в 1990–2000-е гг. занималась расселением дома, но дело до конца не довела. Там сейчас проживает 16 семей очередников, это 36 человек, которые стоят на очереди на улучшение жилья на общих основаниях.
А что касается аварийного состояния здания, жильцы ведь платят за коммунальные услуги собственнику, вот собственник и должен содержать имущество в надлежащем виде. Обращений в управу от жильцов дома по Верхнему Предтеченскому переулку не было.
За более подробной информацией управа переадресовала меня в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в ЦАО.
– Общежитие, про которое вы спрашиваете, не относится к городскому жилищному фонду, мы им не занимаемся, – отрезали в управлении. – Мы тоже знаем, что оно ветхое. Про него должны знать в управе, они – балансодержатели дома.
Так меня погоняли, словно мячик, по инстанциям, но ответа на почти гамлетовский вопрос: «Жить людям или не жить?» – я не получила.
Может, о судьбе этого дома знают в префектуре ЦАО?
Здание по адресу: Верхний Предтеченский, д. 11, корп. 2, находится в частной собственности. Мы перерыли все архивы, но нам не удалось найти фамилии собственника, – остудил мою прыть пресс-секретарь префектуры ЦАО г. Москвы Павел Большаков.
Ладно, сами с усами… Набираю номер фирмы ЗАО «Марлиснедвижимость». Спрошу у них напрямую: хозяева они или нет? И если все-таки хозяева, то почему их «крепостные» живут долгие годы в нечеловеческих условиях? «Абонент временно заблокирован», – сообщает механический голос в телефоне. Ни один из трех номеров не работает. Зато, полазив еще по страничкам в Интернете, нахожу подтверждение, что я на верном пути.
Да, именно «Марлис-недвижимость» занимается строительством офисно-делового центра «Верхний Предтеченский», в который органично должно войти и здание общежития-призрака.
Даже картинку нахожу будущего проекта. А попутно узнаю, что именно «Марлис-недвижимость» продавала квартиры и машино-места в печально известном «Доме на Беговой» (Хорошевское шоссе, вл. 2-20), который уже давно стоит незаселенным, потому что его не принимает комиссия, а собственникам остается лишь устраивать пикеты. То есть вопросов много, но телефон «Марлис-недвижимости» молчит.
Что интересно: один из адресов, указанный как адрес этой фирмы, – пер. Капранова, д. 3, где как раз и находится обувная фабрика «Восток», бывший владелец общежития.
Делаю последнюю попытку: звоню на фабрику. Узнав, что у меня ни заказа, ни иного коммерческого предложения нет, тревожить менеджера сотрудники не желают. Но после долгих уговоров выдают мне заветный номер специалиста, который, может быть, мне и поможет. Как зовут, какая должность – не говорят (конспирация).
Через два дня мне удалось застать этого человека на месте. Женщина представилась Лидией Петровной, но рассказать о судьбе общежития отказалась категорически. И на официальный запрос ответа так и не дала.
Мертвые души
Вообще общаги для Пресненской управы – большая головная боль. В этом же районе расположены общежития Трехгорной мануфактуры. У одного из них своя печальная история.
Во время приватизации «Трехгорка» оформила здание не как общежитие, а просто как… имущество. А люди… До отмены крепостного права на Руси крестьян в документах хотя бы указывали. А тут – какие такие люди?! Между тем сейчас в этом общежитии проживает 160 семей (318 человек), очередников из них 113 семей (215 человек).
Узнали обо всей этой истории совершенно случайно. Рядом с общежитием началось строительство, и управа стала обследовать близлежащие дома. Тогда и оказалось, что аварийное здание – общежитие мануфактуры.
То, что общежития приватизируют с людьми, а о некоторых городские власти и вовсе не знают, Михаила Дороненко, члена совета Движения общежития Москвы и области, совсем не удивляет:
– В реальности в городе общежитий больше, чем указано в любой статистике. Часть из них могут по документам проходить как административные здания, цеха, а есть даже просто не обозначенные на карте.
– Статья 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» сняла статус общежития со всех общежитий, кроме студенческих, – объясняет Михаил. – Но договора социального найма каждый раз приходится добиваться через суд. Причем раньше мы большинство судов выигрывали. А сейчас пошли отказы на основании 959-го постановления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 7 мая 2009 г. о включении в специализированный жилищный фонд жилых помещений в общежитиях. А ведь это противоречит Жилищному кодексу! Причем ситуация доходит до абсурда: в Люблинском суде недавно был отказ по общежитию, где почти весь дом иски о заключении договора социального найма выиграл, потому что дело в суде чуть раньше рассматривалось.
Вообще за расселение борются лишь те дома, где плохие бытовые условия, а большинство других жильцов хотят заключить договор социального найма.
Справка «ВМ»
Сейчас в городском жилищном фонде ЦАО находится 41 общежитие. 615 семей (1238 человек), проживающих в них, стоят на очереди на улучшение жилищных условий.
Большинство зданий еще XIX в., но ни одно из них не относится к памятникам архитектуры. За давностью лет состояние построек оставляет желать лучшего.
Одно общежитие (по адресу: Спартаковская пл., д. 14, стр. 1) – аварийное, на данный момент оно расселено, и почти всем семья предоставлено новое жилье. 7 общежитий, по данным Мосжилинспекции, находятся в удовлетворительном состоянии, 11 – в частично удовлетворительном, 15 – в неудовлетворительном. Еще 7 общежитий будут обследованы в этом году.
Прямая речь Галина ХОВАНСКАЯ, депутат Государственной думы РФ:
– До последнего времени Москва была не только научным, но и промышленным центром, поэтому общежитий в столице очень много. Про общежитие в Верхнем Предтеченском переулке нужно узнать: когда обувная фабрика акционировалась, включили ли этот объект в число приватизированных или нет. Сразу смогу сказать, что если включили, то это было сделано незаконно.
Надо разобраться также, когда жильцы вселились в это общежитие. Если на момент вселения у жильцов были права на это общежитие (они работали на фабрике, на заводе), то даже если предприятие закрылось, их права никуда не исчезли. А если люди вселялись уже после акционирования, то тогда их право на это жилье сомнительно.
В сложившейся ситуации с общежитиями город виноват тоже. Он длительное время не принимал дома с коридорной системой, тем самым нарушая права граждан на приватизацию. Отказывали в заключении договора социального найма, а ведь если люди живут на условиях социального найма, значит, могут приватизировать жилье.
Сейчас город принимает дома «с коридоркой», но только по суду. Если жильцы захотят заключить договор социального найма, они должны обращаться в суд. В судебном порядке можно требовать и капитального ремонта на основании ст. 16 Закона о приватизации жилищного фонда. Если дом не подлежит восстановлению, должно быть решение на уровне города – и жильцов должны расселить.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте