Скачать программу
05.03.2021
Строительство и Ремонт
05.03.2021
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
05.03.2021
Материалы и оборудование
05.03.2021
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
Заявка на обслуживание
Заявка на обслуживание Отправьте свою заявку на Realto.ru
и вам помогут наши сотрудники
или партнеры портала

Строительный рынок Северо-Запада подтвердил кризисные опасения отраслевых экспертов: все меньше проектов в регионах СЗФО реализуют девелоперы средней и малой руки, все больше - крупные застройщики.

Такую тенденцию представители сразу нескольких федеральных строительных компаний предсказывали еще в сентябре 2008 года, когда стало понятно, что ипотечный кризис в США повлиял и на российскую экономику. С одной стороны, банки подняли кредитные ставки и отказались пролонгировать кредитование неперспективных строительных проектов.

С другой - подорожала ипотека, упал платежеспособный спрос.

Тогда же многие крупные игроки российского рынка недвижимости заявили об изменении бизнес-стратегий. Например, один из столичных девелоперов планировал распродать почти четверть портфеля проектов, а вырученные деньги направить на оплату кредитов и финансирование оставшихся строек. Еще одна компания сообщила о заморозке всех проектов, находящихся на стадии предпроектной подготовки.

По оценкам экспертов, в кризис должны были выжить компании с пухлым инвестиционным портфелем, которые имели возможность перекидывать деньги с одной крупной стройки на другую. Как показал опыт застройщиков Северо-Запада, эти прогнозы оказались далеко не безосновательными. За последние три года с петербургского строительного рынка ушли больше 150 небольших компаний, доля средних и малых застройщиков сократилась с 40 до 10 процентов.

Впрочем, причина исчезновения петербургских "малышей" не только в негативном влиянии кризиса, уверен директор Санкт-Петербургского союза строительных компаний Лев Каплан. По словам эксперта, в городе происходит монополизация строительного рынка в интересах крупных девелоперов, которым отдаются самые лакомые участки земли. В то же время малые и средние компании испытывают административные трудности с согласованием проектов. Игроки строительного рынка до сих пор не включены в городские программы поддержки малого и среднего бизнеса, они не могут претендовать на субсидирование банковских ставок или поддержку в рамках реализации инновационных проектов.

Проблемы новгородских застройщиков, озвученные на одном из совещаний в городской мэрии, типичны для других регионов СЗФО. Это высокая стоимость аренды земельных участков под строительство - у некоторых компаний нет даже перспектив на ближайшие пару лет, разорительные членские взносы в некоторых СРО, падение спроса на жилье, волокита с оформлением участков, сложности согласования построек с собственниками коммуникаций. Как отметил один из новгородских застройщиков, иногда построить дом проще, чем оформить на него бумаги. Преодолеть эти сложности крупному строительному бизнесу изначально проще, чем малому и среднему, не отрицают в новгородском союзе строителей.

Обилие небольших компаний на строительном рынке Калининградской области вызвало иную проблему. В последнее время государственные аукционы на строительство объектов в регионе выигрывают московские, петербургские или литовские компании. Местный бизнес участвует в стройке только на правах субподрядчиков.

Одна из причин неприятной для калининградских строителей тенденции - поправки в Федеральный закон о госзакупках (ФЗ 94), которые установили обязательный порог обеспечения участия в аукционе. С начала этого года компании, претендующие на государственный контракт, должны перечислить на счет электронной торговой площадки фиксированную сумму, чтобы доказать серьезность своих намерений. Для малых предприятий максимальный порог обеспечения участия в аукционе составляет 2 процента от суммы контракта, средний и крупный бизнес может заплатить до 5 процентов. Еще один вариант - предоставить банковскую гарантию, но это уже не 5, а 20 процентов от изначальной сметы.

"В Калининграде работают только 3-4 строительные фирмы, которые могут потянуть обеспечение аукционов сметной стоимостью больше миллиарда рублей, - комментирует корреспонденту "РГ" ситуацию исполнительный директор одной из калининградских строительных компаний Андрей Политов. - Пять процентов от миллиарда - это 50 миллионов рублей, у небольшой фирмы просто не может быть таких свободных денег. Поэтому большая часть выгодных региональных и муниципальных заказов достается крупным петербургским, московским или литовским фирмам, у которых, как правило, даже своего оборудования в Калининграде нет". Правда, потом победители в стройке не участвуют, а нанимают калининградских субподрядчиков, максимально упрощая все затраты на строительство, утверждает Андрей Политов. В результате строят "свои", но часть денег из областного и муниципальных бюджетов, которая могла бы достаться местным "малышам", оседает в карманах пришлых генподрядчиков.

Прямая речь

Сергей Припутнев, управляющий директор "Аминконс групп" и бизнес-тренер Moscow Business School:

- Тенденция "вымывания" малых и средних компаний в большей или меньшей степени характерна для всех регионов, где в конце 1990-х и 2000-е годы шло активное строительство. Рынок недвижимости в России развивался стихийно, провоцируя некоторых игроков на неверную оценку потенциала и зависимости девелопмента недвижимости от других секторов экономики. Компании забывали об оценке объемов реального потребления и прямых задачах девелопмента недвижимости, иногда рассматривая недвижимость как форму "активов" для высокодоходных инвестиций. Результатом такого развития стал "перегрев" рынка и отрасли в целом.

Пузырь на рынке недвижимости коснулся и застройщиков. В разное время в нашей стране случались локальные кризисы "перепроизводства" коттеджных поселков, складских комплексов, торгово-развлекательных центров, после чего резко падали темпы и объемы строительства. Застройщики переключались на другие типы недвижимости, что приводило к общему снижению объемов производства в строительной отрасли.

Мировой финансовый кризис не стал первопричиной, но усилил и усугубил ситуацию, поскольку он отразился на покупательской способности конечных потребителей, за счет которых происходит возвращение инвестиций и дальнейшее развитие отрасли.

Сейчас оздоровление строительного рынка потребует развития новых инструментов и политики не только в строительной индустрии, но и в финансовой сфере, и в органах административного управления.

При размещении активная ссылка и указание автора обязательны!
Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00

Изорок: 6 преимуществ утеплителя

В большинстве случаев при создании изоляции в новом доме стараются найти такой материал, который выполняет одновременно несколько функций. Иначе придется создавать сэндвич из нескольких слоев, тогда увеличивается риск появления влаги в местах их соприкосновения...
00

Vito: как сделать сон более спокойным

Проблемы со сном обсуждаются практически в каждой семье: где-то страдают от бессонницы, где-то не получают ощущение отдыха из-за некомфортного спального места, а где-то приходится несколько раз за ночь подниматься к младенцу.
00
Донстрой, логотип компании

Свой фитнес-зал и прачечная готовы во Freedom

Компания Донстрой завершила оборудование фитнес-центра и прачечной в сданном корпусе жилого квартала Freedom. Оба помещения укомплектованы и уже переданы в эксплуатацию управляющей компании.
00

Что такое теплообменник

Теплообменные аппараты и оборудование — это технические устройства, предназначенные для осуществления обмена тепла между двумя средами, имеющими разную температуру. Такие устройства применяют во многих отраслях промышленности, таких как нефтепереработка, энергетика, коммунальное хозяйство.
00
VSN Realty, логотип компании

Предложение новостроек рядом с лесопарковыми зонами

Аналитики VSN Realty оценили объем и характеристики новых проектов, главной чертой которых является доступность большой зеленой территории для отдыха. В выборку вошли 29 проектов всех классов жилья.
00

Профессия маркетолог: Московская Академия Экономики и Развития поможет стать востребованным специалистом

Молодые амбициозные люди стараются получить профессию, которая будет не только кормить, но давать и моральное удовлетворение, и возможности для карьерного роста.
00
Технополис Москва логотип

ОЭЗ «Технополис Москва» празднует 8 марта

В топ-менеджменте компаний особой экономической зоны «Технополис Москва» работают 25 женщин. Половина из них трудится в сфере производства микроэлектроники, оптики и электронной аппаратуры, рассказал генеральный директор ОЭЗ «Технополис Москва» Геннадий Дегтев.
00

Квартальные настенные календари от «Глобал Маркетинг»

В деловой среде широко применяются квартальные календари на заказ, они становятся не только имиджевым элементом интерьера, но и функциональным инструментом, помогающим планировать время и ориентироваться в рабочих и выходных днях.
00

Как сделать квашенную капусту

Квашеная капуста очень полезна из-за высокого содержания витаминов. И это именно то, что вы больше всего оцените в то время, когда свирепствуют вирусы и простуда.
Или войти с помощью: