Строительный рынок Северо-Запада подтвердил кризисные опасения отраслевых экспертов: все меньше проектов в регионах СЗФО реализуют девелоперы средней и малой руки, все больше - крупные застройщики.

Такую тенденцию представители сразу нескольких федеральных строительных компаний предсказывали еще в сентябре 2008 года, когда стало понятно, что ипотечный кризис в США повлиял и на российскую экономику. С одной стороны, банки подняли кредитные ставки и отказались пролонгировать кредитование неперспективных строительных проектов.

С другой - подорожала ипотека, упал платежеспособный спрос.

Тогда же многие крупные игроки российского рынка недвижимости заявили об изменении бизнес-стратегий. Например, один из столичных девелоперов планировал распродать почти четверть портфеля проектов, а вырученные деньги направить на оплату кредитов и финансирование оставшихся строек. Еще одна компания сообщила о заморозке всех проектов, находящихся на стадии предпроектной подготовки.

По оценкам экспертов, в кризис должны были выжить компании с пухлым инвестиционным портфелем, которые имели возможность перекидывать деньги с одной крупной стройки на другую. Как показал опыт застройщиков Северо-Запада, эти прогнозы оказались далеко не безосновательными. За последние три года с петербургского строительного рынка ушли больше 150 небольших компаний, доля средних и малых застройщиков сократилась с 40 до 10 процентов.

Впрочем, причина исчезновения петербургских "малышей" не только в негативном влиянии кризиса, уверен директор Санкт-Петербургского союза строительных компаний Лев Каплан. По словам эксперта, в городе происходит монополизация строительного рынка в интересах крупных девелоперов, которым отдаются самые лакомые участки земли. В то же время малые и средние компании испытывают административные трудности с согласованием проектов. Игроки строительного рынка до сих пор не включены в городские программы поддержки малого и среднего бизнеса, они не могут претендовать на субсидирование банковских ставок или поддержку в рамках реализации инновационных проектов.

Проблемы новгородских застройщиков, озвученные на одном из совещаний в городской мэрии, типичны для других регионов СЗФО. Это высокая стоимость аренды земельных участков под строительство - у некоторых компаний нет даже перспектив на ближайшие пару лет, разорительные членские взносы в некоторых СРО, падение спроса на жилье, волокита с оформлением участков, сложности согласования построек с собственниками коммуникаций. Как отметил один из новгородских застройщиков, иногда построить дом проще, чем оформить на него бумаги. Преодолеть эти сложности крупному строительному бизнесу изначально проще, чем малому и среднему, не отрицают в новгородском союзе строителей.

Обилие небольших компаний на строительном рынке Калининградской области вызвало иную проблему. В последнее время государственные аукционы на строительство объектов в регионе выигрывают московские, петербургские или литовские компании. Местный бизнес участвует в стройке только на правах субподрядчиков.

Одна из причин неприятной для калининградских строителей тенденции - поправки в Федеральный закон о госзакупках (ФЗ 94), которые установили обязательный порог обеспечения участия в аукционе. С начала этого года компании, претендующие на государственный контракт, должны перечислить на счет электронной торговой площадки фиксированную сумму, чтобы доказать серьезность своих намерений. Для малых предприятий максимальный порог обеспечения участия в аукционе составляет 2 процента от суммы контракта, средний и крупный бизнес может заплатить до 5 процентов. Еще один вариант - предоставить банковскую гарантию, но это уже не 5, а 20 процентов от изначальной сметы.

"В Калининграде работают только 3-4 строительные фирмы, которые могут потянуть обеспечение аукционов сметной стоимостью больше миллиарда рублей, - комментирует корреспонденту "РГ" ситуацию исполнительный директор одной из калининградских строительных компаний Андрей Политов. - Пять процентов от миллиарда - это 50 миллионов рублей, у небольшой фирмы просто не может быть таких свободных денег. Поэтому большая часть выгодных региональных и муниципальных заказов достается крупным петербургским, московским или литовским фирмам, у которых, как правило, даже своего оборудования в Калининграде нет". Правда, потом победители в стройке не участвуют, а нанимают калининградских субподрядчиков, максимально упрощая все затраты на строительство, утверждает Андрей Политов. В результате строят "свои", но часть денег из областного и муниципальных бюджетов, которая могла бы достаться местным "малышам", оседает в карманах пришлых генподрядчиков.

Прямая речь

Сергей Припутнев, управляющий директор "Аминконс групп" и бизнес-тренер Moscow Business School:

- Тенденция "вымывания" малых и средних компаний в большей или меньшей степени характерна для всех регионов, где в конце 1990-х и 2000-е годы шло активное строительство. Рынок недвижимости в России развивался стихийно, провоцируя некоторых игроков на неверную оценку потенциала и зависимости девелопмента недвижимости от других секторов экономики. Компании забывали об оценке объемов реального потребления и прямых задачах девелопмента недвижимости, иногда рассматривая недвижимость как форму "активов" для высокодоходных инвестиций. Результатом такого развития стал "перегрев" рынка и отрасли в целом.

Пузырь на рынке недвижимости коснулся и застройщиков. В разное время в нашей стране случались локальные кризисы "перепроизводства" коттеджных поселков, складских комплексов, торгово-развлекательных центров, после чего резко падали темпы и объемы строительства. Застройщики переключались на другие типы недвижимости, что приводило к общему снижению объемов производства в строительной отрасли.

Мировой финансовый кризис не стал первопричиной, но усилил и усугубил ситуацию, поскольку он отразился на покупательской способности конечных потребителей, за счет которых происходит возвращение инвестиций и дальнейшее развитие отрасли.

Сейчас оздоровление строительного рынка потребует развития новых инструментов и политики не только в строительной индустрии, но и в финансовой сфере, и в органах административного управления.

При размещении активная ссылка и указание автора обязательны!
Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00
ЖК «1-й Шереметьевский», графика

ГК ФСК начала продажи меблированных квартир «под ключ» в ЖК «1-й Шереметьевский»

ГК ФСК запустила реализацию полностью меблированных квартир в ЖК «1-й Шереметьевский», расположенном в Химках. Новый формат «под ключ» стал продолжением стратегии девелопера по расширению линейки готовых решений для клиентов.
00
Nikoliers, логотип компании (быв. Colliers)

В 2025 г. будет введено рекордное количество гостиничных номеров в регионах России

В 2025 году в российских регионах может быть запущено 23 новых гостиничных комплекса на более чем 5 тысяч номеров, что станет абсолютным рекордом. По прогнозам Nikoliers, в 2026 г. активный рост гостиничного девелопмента продолжится.
00
ФАУ «ФЦС», логотип

В первой половине 2025 года вступили в действие более полусотни новых и актуализированных НТД в области строительства

Среди них 44 свода правил (СП) и 14 стандартов (ГОСТ и ГОСТ Р), охватывающих ключевые направления проектирования, строительства и эксплуатации объектов капитального строительства.
00
Мангазея в Богородском

Восточный округ лидирует по темпам роста предложения новостроек за год

Объем предложения квартир и апартаментов на первичном рынке «старой» Москвы за год сократился на 2,7%, в то же время увеличение экспозиции зафиксировано в 4 из 10 административных округов.
10
Велозаводская ул., влд. 2 (зу. 2), ЮАО, Даниловский

Новостройку по программе реновации возводят на Велозаводской улице

На юге столицы в районе Даниловский началось строительство дома по программе реновации общей площадью более 15,5 тысячи квадратных метров. В новостройке запроектировано 176 квартир. Первые этажи будут нежилыми, также запланирована подземная парковка.
10
PR-директор «БЭЛ Девелопмент» Оксана Макеенкова на открытии шоурума в новосибирском комплексе элитных резиденций «Маяковский», 2025

Больше, чем просто стены: как событийный маркетинг помогает продавать элитные метры

В современном мире, где конкуренция на рынке недвижимости высока как никогда, традиционные методы продаж не приносят желаемый результат. Девелоперы активно ищут новые, нестандартные подходы к продвижению своих проектов.
00
Ricci логотип

Вакансия на рынке складской недвижимости в Московском регионе выросла впервые за несколько лет

По итогам I полугодия 2025 года доля свободных качественных складских площадей в Московском регионе достигла 2,5%, зафиксировав рекорд за последние 4 года, однако показатель остается на относительно низком уровне в масштабе всего рынка.
00
Intermark Real Estate (ранее Savills в России), логотип компании

Впервые из Золотой сотни столичных квартир в аренду исчезли варианты дешевле 1 млн рублей

За год цены в первой сотне самых дорогих столичных квартир в аренду выросли на 12%, достигнув средней ставки 1 580 400 руб./месяц. Спрос при этом остается очень активным: за год рейтинг обновился на 54%.
00
Метриум Групп, логотип компании

Самые продаваемые новостройки бизнес-класса Москвы в I полугодии

В I полугодии 2025 года в новостройках бизнес-класса «старой» Москвы заключено на 9,9% меньше сделок по ДДУ, чем за аналогичный период 2024 года. Доля 15 самых востребованных проектов сократилась на 4,5 пп.
00
Управление Росреестра по Москве, логотип ведомства

В среднем 9,7 тыс. ипотек ежемесячно регистрировал столичный Росреестр с начала года

За первые 6 месяцев 2025 года Управлением Росреестра по Москве зарегистрировано 58 460 договоров ипотечного жилищного кредитования на первичном и вторичном рынках недвижимости (+1,2% к аналогичному периоду 2024 и -9,7% к 2023).
00
Трубопроводные коммуникации в промышленности

Переходники в промышленности: как соединить трубы разного диаметра и типа

Как подобрать переходники для труб разного диаметра? Узнайте о видах соединений, материалах и правильном монтаже для герметичных промышленных коммуникаций.
00
На курсах повышения квалификации - в аудитории сидит несколько взрослых людей, они внимательно слушают лектора

Профессии с высшим образованием, особенности получения знаний, требования к обучающимся и перспективы развития

Обзор популярных профессий, требующих высшего образования, и особенности процесса обучения. Советы по выбору направления и требованиям к знаниям и навыкам.
00
Метриум Групп, логотип компании

Самые продаваемые массовые новостройки Москвы в I полугодии 2025 года

В I полугодии 2025 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, число сделок в массовых новостройках «старой» Москвы сократилось на 9,6%. Доля 15 самых популярных у покупателей проектов, напротив, выросла на 10,8 п.п.
Или войти с помощью: