Почти 8 млрд руб. Москва собирается потратить в будущем году из бюджета на строительство гаражей и паркингов. Не стоит думать, что кто-то получит вожделенное машино-место бесплатно. Деньги предназначены для развития программы «Народный гараж», подготовку площадок для так называемых гостевых парковок в центре и перехватывающих стоянок на подъездах к нему.

Еще 20,2 млрд будут направлены на содержание и комплексное благоустройство московских дворов, в том числе – на создание карманов для парковки. Но одновременно, отмечают специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», некоторые девелоперы сетуют на переизбыток машино-мест и едва ли не убыточность строительства паркингов в новых жилых комплексах. Противоречие? Да. Надо разобраться.

Негде переночевать

Сегодня запарковаться у собственного жилого дома можно несколькими способами: оставить машину на площадке перед домом (желательно, чтобы видеть ее из окна), в соседнем дворе, поставить на открытую платную парковку, в гараж (или в пресловутую «ракушку»), наконец – загнать в благоустроенный охраняемый паркинг. Первые два варианта общедоступны, главное – найти клочок земли, не занятый соседом. Сложно оценить проблему в цифрах, но некоторые эксперты навскидку полагают, что не более 30% жителей Москвы имеют по адресу проживания организованное парковочное место.

Фактически весь старый жилой фонд не оборудован машино-местами. И если интересы жильцов домов экономкласса лоббировать по большому счету некому (кроме мэра), то в высоком ценовом сегменте вопрос решается по мере возможности. «Проблемы с машино-местами возникают, как правило, в домах высокого класса с реконструкцией, где нет возможности вырыть глубокий котлован и сделать подземный паркинг, – рассказали в «Калинка-Риэлти». – В таких домах, как правило, обустраивается наземная парковка на небольшой придомовой территории, пример – особняки на Малой Молчановке, 4 и в Трубниковском переулке, 8/15. Еще один вариант организации парковки в реконструированных домах – обустройство паркинга на первом этаже самого здания, как это сделано, например, на Нащокинском переулке, 16».

Некоторое время назад вопрос дефицита машино-мест был актуален и для дорогого новостроя. По результатам анкетирования, проведенного несколько лет назад одним из ведущих московских девелоперов бизнес- и элитного жилья, боязнь остаться без машино-места стояла на втором месте среди прочих покупательских опасений (на первом – общая безопасность). Когда стандарты в этом сегменте только формировались, застройщики не раз «промахнулись», запроектировав меньше двух машино-мест на квартиру.

В жилом комплексе «Гранатный, 6» предусмотрено 86 машино-мест, в том числе пять – для мототехники. Получается, что на квартиры площадью до 300 м приходится по два машино-места, на квартиры от 300 кв.м – по три. «Мы столкнулись с тем, что некоторые покупатели хотят больше. У нас есть шесть гостевых машино-мест, мы их не продаем, но если будет сильная необходимость – одно можем уступить. По нашему мнению, для современных домов класса de luxe все-таки необходимо проектировать не менее 2,5-3 машино-мест на квартиру», – делятся опытом в отделе продаж жилого комплекса.

Кто сверху?

В условиях дефицита территорий застройщики нередко устраивают механизированные парковки. Например, в реконструированных особняках без подземного паркинга такие стоянки размещаются иногда на первом или цокольном этажах. У экспертов нет единого мнения на этот счет. Одни говорят, что при использовании качественного оборудования механизированные парковки ни в чем не уступают обычным. Другие уверены, что у покупателей существует против них неистребимое предубеждение: никому не хочется, чтобы над его машиной располагалась некая подвижная платформа с установленным на ней другим автомобилем - «мало ли что». Да и те, чей автомобиль наверху, не уверены в безопасности конструкции. «К тому же «плавающую» парковку сложнее оформить в собственность и продать, потому что юридически это не отдельное машино-место, а «доля в парковке» со всеми вытекающими: при продаже нужно получать разрешение других владельцев и т.п.», – уточняет еще один нюанс руководитель управления коммерческой недвижимости компании «Русский дом недвижимости» Наталья Жаренова.

Тем не менее на отдельных объектах механизированные парковки есть. Например, в ЖК «Власьевская Слобода» организован пятиуровневый механизированный паркинг на 45 машино-мест. В ЖК «Доминион» (застройщик «Интеко») двухуровневый подземный паркинг на 70% оборудован автопаркинговыми системами немецкой фирмы «Клаус». Использование этой технологии позволило застройщику, во-первых, не углубляться под землю на третий уровень, во-вторых, выделить больше мест для крупногабаритных машин и автомобилей представительского класса (машино-места размером 5,5х4,5 м составляют около 20% от общего числа), в-третьих, значительно снизить стоимость парковки – два места жильцы получают фактически по цене одного.

Осваивать третий подземный уровень застройщики не любят: чем глубже под землю, тем дороже стоимость работ, так что третий уровень становится практически «золотым», между тем психологически покупатели не любят парковки на такой глубине.

Вообще самые дорогие машино-места под землей размещаются на самом высоком уровне, а цена на разные места в пределах одного паркинга может различаться на $5000-10 000.

Например, в «Царицыно» стоимость парковочных мест варьируется от 460 000 руб. до 1,2 млн руб. в зависимости от площади и уровня. Скажем, машино-место площадью 9,5 кв.м на втором уровне стоит 460 000 руб., в то время как такое же на первом – 490 000 руб.

Меньше одного в руки не давать!

Последние несколько лет на территории Москвы действуют нормативы, согласно которым необходимое количество машино-мест для жилья, будь то квартал или отдельное здание, определяется с учетом категории комфортности. Нормы следующие (цитата):

– при застройке жилыми домами II категории (с обеспеченностью общей площадью до 30 кв. м на 1 жителя) – не менее 1,0 машино-места на квартиру;

– при застройке жилыми домами I категории (с обеспеченностью общей площадью от 30 до 50 кв. м на 1 жителя) – не менее 1,7 машино-места на квартиру;

– при застройке жилыми домами повышенной комфортности (с обеспеченностью общей площадью свыше 50 кв. м на 1 жителя) – не менее 2,0 машино-места на квартиру.

Другими словами, одно машино-место на одну квартиру – это необходимый минимум для самого простенького «эконома». «Если исходить из практики, то не в каждом проекте такое число машино-мест необходимо, и не в каждом его можно продать», – убежден Владимир Трибрат, директор по маркетингу ГК «Пионер»-Москва.

Как результат выполнения этих нормативов в отдельных жилых комплексах теперь наблюдается переизбыток машино-мест. В некоторых ЖК не набирается нужного числа автовладельцев, в других - жильцов останавливают от покупки машино-мест слишком высокие цены. Между тем цены объясняются просто: если у девелопера есть основания считать, что, допустим, треть машино-мест в жилом комплексе «зависнет», потому что они не нужны в таком количестве, он повысит стоимость, чтобы отбить затраты. Некоторые эксперты сетуют на то, что существующие нормативы далеко не всегда обоснованны. Один из бывших специалистов компании «Ведис» называет подземный паркинг в «Марфино» подарком для покупателей, так как на его строительстве, по его словам, компания ничего не заработала.

Цены на машино-места в московских жилых комплексах находятся в диапазоне от 500 000 руб. до $200 000.

Как рассказывает маркетолог «Пересвет-Инвест» Ольга Маркова, с переизбытком машино-мест компания столкнулась при реализации ЖК «Каскад» (ЦАО). Паркинг спроектирован из расчета 2,5 машино-места на квартиру. И хотя это недешевое жилье (от 200 000 руб. за кв.м, есть пентхаусы), все же часть машино-мест остается невостребованной. Причин может быть несколько. Размер самых маленьких квартир в комплексе – 35 кв.м, такое жилье часто покупают несемейные люди, и в этом случае вряд ли требуется больше одной машины на квартиру. А кроме того, машино-места стоят около 1,6 млн руб. (к слову, парковка трехуровневая, так что себестоимость здесь, скорее всего, тоже высокая).

Распределение мест в паркингах законодательно не регулируется, поэтому застройщики поступают по своему усмотрению. В некоторых ЖК существует квотирование мест, например, при покупке одной квартиры можно купить не больше одного или двух машино-мест, а в некоторых такого не предусмотрено, и клиент может приобрести сразу несколько площадок, а затем перепродать их соседям. Покупатель квартиры в одном из первых дорогих домов на Новом Арбате очень дальновидно приобрел дополнительное машино-место, а когда дом был заселен – выставил его на своеобразный аукцион. В результате машино-место в 2005 г. было продано за $250 000.

В заботе о хранении собственных машин жильцы не слишком интересуются, как будут парковаться их гости. Согласно нормативам гостевые парковочные места распределяют из расчета 1 м/м на 5-6 квартир. К сожалению, на практике хорошо оборудованные гостевые парковки встречаются крайне редко. «Гостевые парковки проектируют не всегда, если можно «воткнуть» еще один корпус – застройщик предпочтет этот вариант. А если такие места все же предусмотрены, то обычно их распределяют между жильцами, которые не смогли приобрести стоянку в закрытом паркинге», – рассказывает Наталья Жаренова.

И себе, и людям

Решать вопрос с переизбытком (или, скажем мягче, недостаточно активным спросом) можно по-разному. Отдельные девелоперы действуют по принципу «нравится квартира – покупайте машино-место!» Например, в жилых комплексах «Доминион» и «Чемпион-Парк» приобретение парковочных мест при покупке квартиры является обязательным условием.

Можно проявить и большую изобретательность. Например, по нормативам в ЖК требуется 100 машино-мест, а девелопер понимает, что ему нереально их продать. В таком случае можно запланировать механизированную парковку на нужное число машино-мест, пройти все согласования, продать 50 мест, а оставшиеся 50 на верхнем уровне вообще не оборудовать. Или «сломать и выкинуть» за ненадобностью. Об этой схеме рассказал представитель девелоперской компании, попросивший не называть его имя. По его словам, маневр пока не был осуществлен, но, как говорится, еще не вечер.

Есть и более благородные способы реализации парковок. Например, «Пересвет-Инвест» построил ЖК «Дом на Новокузьминской» в ЮВАО и в начале 2011 года приступит к возведению отдельно стоящего двухуровневого паркинга. Продажи машино-мест в нем еще не открывались. «Если часть парковочных мест не будет пользоваться спросом, мы, скорее всего, реализуем их среди жителей соседних домов: в районе практически негде ставить машины, а ближайший гаражный кооператив в 30 минутах ходьбы. Но приоритет будет «своим», – рассуждает Ольга Маркова. Понятно, что такие схемы применимы к демократичному, но никак не к дорогому жилью с огороженной собственной территорией – скорее всего, там жильцы будут против «чужаков».

Получается, что парковочные места в жилом секторе по-прежнему распределяются неравномерно: где-то недобор, где-то – перебор. Как скомпенсировать между собой недостаток парковочных мест в одних жилых объектах и переизбыток – в других, нужно решать индивидуально в каждом отдельном случае. Однако, как представляется специалистам www.irn.ru, это не самый мелкий вопрос.

Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(1)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00
Московская программа комплексного развития территорий, карта КРТ

Город одобрил пять новых проектов КРТ с апреля по июнь

На участках предусмотрено строительство почти 346 тысяч квадратных метров общественно-деловой и социальной инфраструктуры, где будет создано в совокупности 8,7 тысячи рабочих мест.
00
Стартовая ул., д. 3/1 Москва, СВАО, Лосиноостровский р-н

Более 3,7 тысячи москвичей получили новые квартиры по программе реновации в июне

Всего в 2025 году новое жилье получили 18 тысяч москвичей - участников программы реновации. Программа реновации была запущена Правительством Москвы 1 августа 2017 года, на данный момент она исполнена примерно на 25%.
00
На строительной площадке сварщики работают с арматурой стен

Классификация металлопроката по типам: листовой, сортовой и другие материалы

Разбор основных видов металлопроката и их технических характеристик. Особенности применения листового, сортового и трубного проката в различных отраслях промышленности.
00
Пешеходное ограждение, пример

Как пешеходные ограждения помогают снизить аварийность на дорогах

В современном городском пространстве безопасность участников дорожного движения приобретает всё большее значение. Большие потоки транспорта и плотное движение требуют тщательного подхода к вопросам предотвращения аварий.
00
NF Group

67% всех сделок аренды элитной загородной недвижимости Московского региона пришлось на объекты стоимостью выше 1,5 млн руб. в месяц

Наибольшим спросом среди арендаторов в первом полугодии 2025 г. пользовались дома со средней площадью 902 квм. (+17% за год). Самые дорогие для аренды коттеджи предлагались на Минском направлении.
00
Метриум Групп, логотип компании

Итоги I полугодия на первичном рынке высокобюджетного сегмента Москвы

Объем предложения за полугодие вырос на 4,4%. Средневзвешенная цена квадратного метра составила 2,37 млн рублей (+10,7% за полугодие, +30,5% за год). Было реализовано 52,8 тыс. кв. м по ДДУ (-27,7% за полугодие, +9,3% за год).
00
ЖК Монс

В Бутырском районе девелопер «Брусника» обустроит общественные пространства с арт-объектами и фонтанами

В рамках строительства жилого комплекса «МОНС» появятся доступные всем горожанам общественные пространства. На площади 0,9 гектара разместят арт-объекты, сухой фонтан, тенистые зоны отдыха. Там планируется проводить праздники, фестивали и ярмарки.
00
Большой производственный цех с разнообразным оборудованием, в том числе сверлильные станки

Оптимизация производства: почему стоит обновить парк станков уже в этом году

В условиях постоянно растущей конкуренции и стремительного технологического прогресса, предприятиям, стремящимся сохранить лидерство на рынке, необходимо постоянно пересматривать свои производственные процессы. Одним из ключевых факторов успешной оптимизации является обновление станочного парка.
00
NF Group

В Москве зафиксирован рекордный объем офисной недвижимости на продажу: рост на 60% за год и почти втрое за три года

Объем офисной недвижимости на продажу в Москве достиг рекордного уровня за всю историю наблюдений за рынком. Совокупная площадь первичных офисов, представленных на продажу, превысила 700 тыс. квм.
00
Метриум Групп, логотип компании

Итоги I полугодия на первичном рынке премиум-класса Москвы

Объем предложения за полугодие сократился на 0,7%. Средневзвешенная цена квадратного метра составила 786 460 рублей (+7,2% за полугодие, +12,0% за год). Было заключено 2,7 тыс. ДДУ (-11,7% за полугодие, -6,2% за год).
10
KEY CAPITAL логотип

Эпоха песочниц – почему дворы новостроек не учитывают интересы всех жителей

Эксперты KEY CAPITAL провели исследование благоустройства придомовых территорий в современных жилых комплексах столицы. Анализ показал системный дисбаланс в подходе застройщиков.
00
STONE Ходынка 2

На севере столицы началось строительство офисного квартала с парящей торговой галереей

В Хорошёвском районе началось строительство делового квартала «STONE Ходынка 2». Общая площадь трех корпусов составит около 125 тысяч квадратных метров, они будут соединены стеклянной торговой галереей на уровнях третьего и четвертого этажей.
00
ЖК Родина Парк

В Можайском районе на территории жилого комплекса появится зона отдыха с водопадом

На территории комплекса «Родина Парк» планируется создать двор-парк площадью 9 тысяч квадратных метров, где разместят детский игровой комплекс с качелями, балансирами, батутами, горками и тоннелями, а также оборудована центральная зона с водоемом и навесами.
Или войти с помощью: