В 2017 году был зафиксирован рекордно низкий объем ввода новых площадей. Из крупных торговых комплексов на рынок вышел лишь один проект. ТЦ малых форматов, напротив, активно развивались. В течение всего прошлого года уровень вакансии снижался. Средние заявленные арендные ставки по итогам 2017 г. вернулись на уровень середины 2016 г.
Предложение
По подсчетам аналитиков NAI Becar, объём ввода качественных торговых площадей в 4Q 2017 г. составил 29,0 тыс.кв.м (GLA) или 110,4 тыс.кв.м (GBA), что в 4,5 раза ниже показателей предыдущего квартала и сопоставимого периода 2016 г. Всего в 4Q были введены 2 торговых комплекса. В числе них ТЦ «Видное Парк», в котором на конец декабря функционировал только гипермаркет «Лента». Открытие другого якорного арендатора – «Леруа Мерлен», а также торговой галереи, планируется в 1Q 2018 г. Среди других заявленных в проекте якорных арендаторов: «Детский мир» и «Эльдорадо».
Кроме того, в 4Q были открыты гипермаркеты Globus (МО, Котельники), «Лента» (всего 5, включая объект в составе ТЦ «Видное Парк»), Leroy Merlin (ТиНАО).
Всего в 2017 г. было введено 261,0 тыс.кв.м (GLA) или 575,5 (GBA) в 13 объектах. По объёмам ввода это вполовину меньше, чем по итогам 2016 г. За год введен только один крупный торговый комплекс (более 100 тыс. GLA). Площадь же остальных торговых центров варьировалась от 2,2 до 25 тыс.кв.м. Наиболее популярными форматами стали районные и микрорайонные торговые центры. Значительная часть проектов, анонсированных в 4Q 2017 г., расположена в Московской области. Также, IKEA планирует построить еще три «Меги» на западе, востоке и северо-востоке Москвы. Параметры проектов еще не определены.
Спрос
В 4Q 2017 г. продолжилось снижение вакансии. По итогам отчетного периода средний уровень вакансии в торговых центрах Москвы составил 9,6%, снизившись относительно предыдущего квартала на 0,7 п.п. (или 6,8%). В целом за 2017 г. снижение вакансии составило 2,9 п.п. (или 23,2%). Крупнейшие сделки (от 2 тыс.кв.м) квартала были совершены в строящемся ТК «Саларис». Кроме того, продолжают заполняться новые ТК «VEGAS Kунцево» и «Видное Парк». Из крупных открытий (площадь от 1 тыс.кв.м) в торговых центрах Москвы:
- Магазин детских товаров «Бегемот» в ТК «Вэйпарк» (2 тыс.кв.м);
- Продуктовый супермаркет «Да!» в ТК «Алфавит» (1,25 тыс.кв.м);
- MediaMarkt в ТК «VEGAS Kунцево» (1,2 тыс.кв.м).
В числе международных брендов, вышедших на российский рынок в 4Q 2017г.: испанский косметический бренд MINA (ТК «Метрополис»); итальянская марка люксового постельного белья Frette (ГУМ); ювелирный бренд De Beers (ТК «Времена года»).
В 4 квартале 2017 г. стало известно уходе с рынка польского бренда детских товаров Smyk. Освобождающиеся супермаркеты планирует выкупить российская сеть детских товаров «Бегемот».
О планах по выходу на российский рынок в 2018 г. объявили: американский бренд аксессуаров Coach, чешский оператор товаров для животных Placek Pet Products (PPP), польская марка одежды для девочек Wojcik. Кроме того, планируют вернуться немецкий fashion-ритейлер Orsay и французская марка парфюмерии и косметики Sephora.
В 4Q 2017 г. продолжилась тенденция появления новых фуд-форматов в ТК. Например, фермерский рынок на площади 900 кв.м в ТРК «Золотой Вавилон»). Кроме того, совместный проект «Кант» и «Декатлон» продолжил усиление тренда коллаборации торговых сетей.
Коммерческие условия
В 4Q квартале 2017 г. средняя запрашиваемая арендная ставка изменилась незначительно (в пределах 1,5% как по якорным арендаторам, так и по операторам торговой галереи. Индикатор средней арендной ставки для операторов торговой галереи увеличился на 1,3%, составив 40,4 тыс.руб./кв.м/год. Для якорных арендаторов арендная ставка снизилась на 1,5% (к предыдущему периоду) и на конец 4 квартала 2017 г. составила 13,5 тыс.руб./кв.м/год. В обеих категориях арендаторов отмечается увеличение длины ценового предложения за счет роста верхней границы диапазона.
Дарья Канева, заместитель директора департамента управления активами NAI Becar: «В 2017 г. сохранилась тенденция обновления торговых центров, в том числе за счёт усиления зон кафе и ресторанов. Ритейлеры в целом на протяжении всего года экспериментировали с новыми форматами. К примеру, крупные гипермаркеты стали выводить на рынок уменьшенные форматы (Globus, «Лента», Spar, «Ашан», Hoff). В планах развитие малых форматов (4-6 тыс.кв.м) у DIY- операторов Leroy Merlin и OBI. Кроме того, еще сильнее усилился тренд по коллаборации сетей в формате shop-in-shop (Metro C&C и Media Markt, М.Видео и «Мария», Окей и Familia, «Кант» и Dechatlon).
Прогноз на 2018 год
На 2018 год запланирован ввод около 300-340 тыс.кв.м GLA в качественных торговых центрах. Однако сохраняется вероятность переноса сроков запуска ряда проектов.
В 2018 г. продолжат заполняться ранее введенные и строящиеся объекты с удачной локацией. По итогам 2018 г. доля свободных площадей может сократиться до уровня середины 2015 г. - 8,6-7,6%.
Арендные ставки для якорных арендаторов не претерпят значительных изменений и могут вырасти в пределах 1-2%.
Ожидается, что ставки для операторов торговой галереи могут изменяться более динамично и вырасти по итогам года на 4-7%.
Исследование подготовлено Департаментом управления активами NAI Becar (входит в Becar Asset Management Group): http://naibecar.com/research/
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте