Аренда офисов от собственника!
Скачать программу
Заявка на обслуживание
Заявка на обслуживание Отправьте свою заявку на Realto.ru
и вам помогут наши сотрудники
или партнеры портала

Как было сказано ранее, конкретный порядок и организация расселения ветхих и старых домов в зонах массовой застройки, виды и формы компенсаций за изъятое жилье регулируется областным и муниципальным законодательством. Однако в Российской Федерации любые региональные процессы не остаются без внимания федеральной власти и попыток централизованного урегулирования с помощью законодательных и иных механизмов.

Расселение жилья не является исключением.

В этой части статьи вы узнаете, как точно и бережно законодатели относятся к чаяниям граждан, ожидающих расселения из старого и аварийного жилья, и насколько эффективна деятельность государственных программ и учреждений, призванных координировать процесс расселения.

ФЦП «Жилище»

Фонд содействия реформированию ЖКХ: политика в экономике

Условия от Фонда ЖКХ

Особенности переселения

Реалии регионов

Как Фонд ЖКХ с Минрегионразвитием Конституцию поправляли

Бремя собственности или лазейка для капиталиста

Попытка справедливости

Заключение

Нормативные правовые документы

Полезные ссылки

Таблица сравнительной стоимости 1 квадратного метра жилья

ФЦП «Жилище»

Чтобы не углубляться в далекие времена, возьмем Федеральную целевую программу (ФЦП) «Жилище» на 2002-2010 годы, на первом этапе реализации которой выполнялась подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда». На все 12 Подпрограмм на 8 отведенных на ФЦП «Жилище» лет заложено было поэтапное выделение средств из федерального бюджета в размере 298,8 млрд. рублей и привлечение средств населения, инвесторов и региональных бюджетов на сумму около 700 млрд. рублей.

В ФЦП «Жилище» декларировались политические цели развития жилищного строительства как создание условий для:

  • улучшения демографической ситуации в стране;
  • реализации эффективной миграционной политики;
  • снижения социальной напряженности в обществе.
  • Подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» в 2002-2005 годах реализовывалась в 65 субъектах Российской Федерации. Из аварийного и ветхого жилищных фондов было переселено 27100 семей. Ликвидирован непригодный для проживания жилищный фонд общей площадью 630,4 тыс. кв. м.

    В следующий этап подпрограмма расселения не вошла. Может быть, правительство посчитало, что все ветхое и ненужное жилье уже расселено и граждане счастливо живут в новых домах? Отнюдь.

    В Постановлении Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы», претерпевшем с тех пор 11 редакций и 1 изменение от Верховного суда, приведена печальная статистика. Зафиксировано (по данным на 2005 г.), что износ основных фондов коммунального комплекса сохраняется на уровне 60 процентов и имеет тенденцию к увеличению. Жилищная проблема стоит перед 61 процентом российских семей, и при этом каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии.

    Основную проблему разработчики ФЦП «Жилище» видят в недостатке финансирования. По их прикидкам еще в 2005 году только на ликвидацию ветхого и аварийного жилья в нашей стране необходимо было вложить в строительство новых домов не менее 1 трлн. Рублей!

    А было сколько вложено? За 2002-2004 годы немногим более 12 миллиардов, из них из бюджета выделено было 2,8 млрд., то есть 23 процента от общей суммы. Остальное – средства местных бюджетов – 55%, инвесторов и населения – всего 22%. «…Не удалось в должной степени использовать ресурсы федерального бюджета для привлечения частных инвестиций», - сокрушаются разработчики ФЦП «Жилище».

    Несмотря на настоятельную потребность, на следующем этапе выполнения ФЦП «Жилище» проблеме расселения ветхого и аварийного жилья отводится всего один абзац – глубоко в недрах подпрограммы «Совершенствование жилищно-коммунального хозяйства». Упоминается, что в рамках подпрограммы будут также осуществляться мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания или с уровнем износа более 70 процентов.

    Так что же, Правительство «отпустило вожжи» и предоставило регионам самостоятельно решать вопросы расселения ветхих и аварийных домов? Если такое и случилось, то ненадолго.

    Фонд содействия реформированию ЖКХ: политика в экономике

    В разгар кризиса 2007-2008 года было выделено на развитие Жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) 270 миллиардов рублей, которые срочно надо было реализовать. Бесконтрольная раздача денег по регионам представлялась малоэффективной. Поэтому с целью координации процесса расселения ветхих и аварийных домов и капитального ремонта старых зданий Правительством был создан Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства как временное учреждение, сроком действия до 2013 года. Фонду были переданы эти средства для распределения по субъектам Российской Федерации, соблюдающим установленные Фондом условия.

    Фонд ЖКХ - не только посредник, который распределяет по регионам государственные финансовые ресурсы для проведения капитального ремонта и расселения ветхих и аварийных домов. Фактически Государственная корпорация Фонд ЖКХ представляет собой инструмент государственной политики, задачей которого - не просто тактическое манипулирование деньгами, а стратегическое решение по оздоровлению коммунальной сферы страны.

    В 2012 году в программах Фонда ЖКХ участвует 81 субъект Российской Федерации, причем на развитие жилищно-коммунального хозяйства уже на 30 июля 2012 года было освоено 437,2 млрд. рублей, из которых средства Фонда составляют 322,8 млрд. рублей, при софинансировании субъектов РФ и собственников жилых помещений в многоквартирных домах в объеме 114,4 млрд. рублей.

    Важный момент — являясь государственной корпорацией, Фонд ЖКХ имеет право распоряжаться временно свободными средствами, вкладывая их в ценные бумаги и размещая на банковских депозитах. А свободных средств в Фонде с самого начала было предостаточно: из 270 млрд. первично выданных рублей, в 2008 году регионам было выделено всего 18,69 млрд. рублей. Естественно, несколько сотен миллиардов рублей, осевших в ВТБ и других приближенных банках, активно участвовали в переделе собственности в кризисные годы.

    За период с 2008 года по настоящее время через депозитные аукционы в коммерческих банках было размещено свыше 850 млрд. рублей. Доходы Фонда от размещения временно свободных средств по состоянию на 30 июля 2012 года составили 28 млрд. рублей (всего!). В 2012 году по состоянию на 30 июля 2012 года через депозитные аукционы в коммерческих банках размещено 16 млрд. рублей из условий 6,84% годовых (что ниже ставки рефинансирования — хороший подарок для любого банка).

    Таким образом, Фонд содействия ЖКХ, как двуликий Янус, имеет два образа: бюрократический и коммерческий. Бюрократическим лицом он повернут к регионам, а коммерческое лицо скрыто от нескромных и любопытных глаз.

    Курирует Фонд ЖКХ Министерство регионального развития Российской Федерации. Надо сказать, что, несмотря на декларируемую прозрачность деятельности Фонда ЖКХ (в Интернете имеются аж два сайта, освещающие работу этой организации: www.reformagkh.ru и официальный сайт www.fondgkh.ru) он представляется структурой непростой и неоднозначной. Не исключено, что за жесткой позицией в вопросах предоставления жилья в столице и регионах, о которых шла речь в предыдущих частях данной статьи, стоит именно Фонд ЖКХ. Муниципальные органы может и рады бы погасить конфликт в зародыше, выдав непокорным жильцам соответствующее их потребностям жилище взамен изъятого, не доводя до суда, но требования Фонда заставляют идти до конца, презрев представления о социальной справедливости и простой житейской логике.

    Не даром практически во всех судебных заседаниях подобного рода в качестве «третьих лиц» приглашаются представители Государственной корпорации «Фонд содействия реформирования ЖКХ». На суды представители Фонда, как правило, не ходят. Зачем?

    Условия от Фонда ЖКХ

    Справедливости ради следует отметить, что Фондом была проведена огромная учетная работа, взят «на карандаш» каждый аварийный и нуждающийся в ремонте дом. За годы существования Фонда было проверено 676 муниципальных образований и обследовано 3 959 многоквартирных домов.

    Чтобы местным властям получить помощь из федерального бюджета на задуманные акции по расселению старых и аварийных домов, необходимо:

    • составить региональную программу по переселению граждан из ветхого и аварийного фонда;
    • представить заявку с доказательствами, что ситуация в регионе соответствует требованиям Фонда ЖКХ;
    • отчитаться о расходовании ранее полученных средств.

    Предварительно следовало перевести коммунальное хозяйство на коммерческие рельсы.

    Фонд ЖКХ оказывает финансовую поддержку при условии, что на территории муниципального образования:

    • Будет функционировать коммерческих организаций коммунального комплекса и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах:

      • в 2008 г. - не менее 25%,
      • в 2010 г. - не менее 50%,
      • с 1 июля 2012 г. - не менее 80%.
    • Разработаны нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусматривающие формирование благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья (ТСЖ); при этом количество ТСЖ должно достигать не менее 10% в многоквартирных домах, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда.
    • Разработаны региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, соответствующие требованиям Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении, о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
    • Определена часть бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, на долевое финансирование региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

    Есть отдельные условия для предоставления средств на капитальный ремонт, но они лежат за рамками данной статьи.

    Большинство заявок удовлетворяется: регионы отлично понимают, что за счет местного бюджета расселение из старых и аварийных домов было бы практически невозможно. Случаются накладки. Так, в 2012 году было приостановлено финансирование Тульской и Тверской областей в связи с «нарушениями по завершению региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда». Судя по формулировке, муниципальные власти просто не успели освоить предыдущую порцию денежных вливаний.

    Такой вот парадокс: передача функций по обеспечению полуразрушенного коммунального хозяйства в ведение коммерческих организаций, которая не получилась в рамках Федеральной целевой программы «Жилище», отлично сработала благодаря одновременно бюрократическому и финансовому воздействию.

    Однако за пять лет ситуация не слишком изменилась. По данным Росстата по состоянию на январь 2011 года в Российской Федерации 1 639 451 многоквартирных домов, где проживают около 45 млн. человек, имеют износ от 30 до 65 процентов и требуют капитального ремонта; износ более 66% приходится на 56,1 млн. кв.м. жилья, из них аварийного – 16,8 млн. кв.м.

    В настоящее время, по состоянию на 01 августа 2012 года, в 2012 году в заявки Фонда по переселению включено всего 1 193 домов жилой площадью 325 040 кв.м. на 22 434 жильцов. Всего за время существования Фонда рассмотрено и одобрено заявок по переселению 10 856 домов жилой площадью 2 766 290 кв.м. на 187 444 человека. То есть примерно за пять лет работы переселено и планируется переселить всего 12% только от объема аварийного жилья, без учета ветхих и домов с износом более 60%.

    На самом деле текущие темпы капитального ремонта и переселения из ветхих/аварийных домов настолько малы, что не поспевают за тенденцией устаревания жилого фонда страны. Речь не идет о поднятии уровня жизни граждан, основная текущая задача — не допустить сильного отставания в этой области и сопутствующих катастроф.

    Что у Фонда не отнимешь – так это информационную составляющую. На сайте «Реформа ЖКХ» www.reformagkh.ru можно найти конкретную информацию по дому, если он включен в программу расселения и отследить текущую ситуацию.

    Например:

    г. Санкт-Петербург, ул Блохина д.6/3.

    Ввод в эксплуатацию – 1881 г.;

    Количество жильцов - 130 человек;

    Жилых помещений - 70

    Площадь — 10 806 кв.м.

    Площадь жилых помещений - 2 715,70 кв.м.

    Дом признан аварийным в связи с физическим износом актом № 615-р от 09.07.2007.

    Выделено средств на расселение: Фондом ЖКХ - 40 735 500 руб, из местного бюджета столько же - 40 735 500 руб.

    Дом находится в стадии расселения, запланированного окончанием на 30.06.2012 г. Отметка об окончании процесса не проставлена.

    По Москве вы таких данных не найдете. Вряд ли московские власти обращались в Фонд за оказанием государственного софинансирования программы расселения аварийных и старых домов. И на это есть причины.

    Особенности переселения

    В Федеральном законе «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ в статье 16 изложены основные требования к региональным адресным программам по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Требования достаточно конкретные, но не отличающиеся гибкостью и, порой, вызывающие откровенное недоумение: как могли пройти согласования пункты, нарушающие требования Жилищного Кодекса РФ?

    Возможно, в этих требованиях и следует искать истоки не всегда вразумительных действий местных властей по отношению к расселяемым гражданам.

    Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:

    • перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2010 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу;
    • объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
    • обоснование объема средств с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
    • планируемые показатели выполнения этой региональной адресной программы.

    Это элементарные пункты, которые должны входить в любую программу. А дальше начинается интересно. По правилам, муниципалитет должен закупить скромный многоквартирный дом, желательно не совсем достроенный, завершить его строительство и затем раздавать расселяемым из аварийного жилья гражданам квартиры именно в этом доме. При этом стоимость одного квадратного метра общей площади таких жилых помещений не должна превышать предельную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемую федеральным органом исполнительной власти, в данном случае – Минрегионразвития.

    Исключения? Только за ваш счет и за счет местного бюджета. С мечтой пожить в шикарном доме после ветхой пятиэтажки придется расстаться, если только не уговорить местные власти. Пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ позволяет закупать муниципалитетами жилье по цене, выше предельной стоимости, установленной Минрегионразвития, и предоставлять помещения, общей площадью больше занимаемого ранее, но не за счет фонда. Все роскошества и расточительства лишь за счет дополнительных средств из местного бюджета.

    А теперь внимание, собственники. В п. 6 статьи 16 вышеупомянутого закона констатируется, что все средства: полученные от Фонда, выделенные из местного и регионального бюджета на переселение граждан из аварийного жилищного фонда расходуются исключительно на приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах. Сюда включаются дома, достроенные на 70%, с привлечением денежных средств переселяемых лиц и прочие нюансы, но смысл пункта состоит в том, что собственник вы или не собственник, а жилье вам предоставят там, где укажут. Добавлю, что этот пункт введен в декабре 2010 года.

    А как же статья 32 Жилищного Кодекса РФ: «Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа»? И лишь по соглашению с собственником ему может быть предоставлено взамен изымаемого другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену? Нет. Региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда может предусматриваться выплата собственникам жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, выкупной цены при условии наличия у них в собственности других жилых помещений, пригодных для проживания. Расчет стоимости выкупаемого жилья производится исходя из трех четвертей предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной Минэкономразвития.

    Также при желании можно потребовать от местных властей купить квартиру не у главного застройщика, а в частном секторе, но стоимость этого жилья также не должна превышать трех четвертей предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения.

    Тонкий момент: жилое помещение должно предоставляться в рамках данного населенного пункта и лишь с согласия переселяемого в другом населенном пункте того же субъекта Российской Федерации. Множественные отказы от предложений переселиться в другой населенный пункт не могут являться основанием для отказа в предоставлении гражданам других жилых помещений. То есть в части места нового жительства можно воевать с муниципалитетом сколько угодно.

    Реалии регионов

    Говорят, что в эскимосском языке существует 108 понятий, обозначающих разные типы снега. В системе Жилищно-коммунального хозяйства фигурирует не менее 5 видов нормативно установленной стоимости жилища в зависимости от регламента ее применения.

    В части, касающейся Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде ЖКХ» применяется предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений, установленная приказом Минрегионразвития от 18 января 2012 года. Каким образом формируется эта стоимость, алгоритм ее расчета в приказе не приводится. Однако, сравнивая эти значения со среднерыночной стоимостью, ежеквартально устанавливаемые тем же Министерством, получаем любопытную картину (см. график ниже, а также таблицу сравнительной стоимости внизу статьи).

    График. Сравнительная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по регионам Российской Федерации

    Красным цветом обозначена предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилищ; синим – среднерыночная стоимость во втором полугодии 2012 года. В тех регионах, где жилье дешевле 32200 рублей за квадратный метр, синий график практически совпадает с красным. Пики – превышение среднерыночной стоимости жилья над предельной стоимостью — приходятся на Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Ленинградскую области, практически все субъекты Уральского и Дальневосточного федеральных округов за исключением Еврейской автономной области и Чукотки.

    Норматив стоимости одного квадратного метра жилья устанавливается тем же приказом, что и среднерыночная стоимость и составляет на 01 августа 2012 года 32200 рублей. Пределы этой суммы местные власти при закупке жилья превышать не могут. Для Белгорода, Орла, Карачаево-Черкесской Республики, где среднерыночная стоимость одного квадратного метра совпадает с предельной, не составляет проблемы подобрать новое жилье для расселяемых граждан. Но попробуйте купить квартиру в Москве или Санкт-Петербурге из расчета 32200 рублей за квадратный метр! Только за пределами города и при дополнительном вливании из местного бюджета.

    Например, при расселении дома на улице Блохина в Санкт-Петербурге из городского бюджета добавлено столько же средств, сколько получено от фонда. А при расселении многоквартирного дома на 28 человек в Астрахани из 8 197 930 рублей Фондом было отпущено 5 768 064, а из местного бюджета выделили всего 2 429 866 рублей. Есть разница?

    Вот и отправляют столичных старожилов за околицу. А что делать? Семья, может, в этом доме в Санкт-Петербурге на улице Блохина всю жизнь прожила, как въехали в 1881 году, так и революцию, и блокаду пережили. За что их на окраину? За деньги Фонда ЖКХ. Вернее, государственные деньги, которые находятся в руках этой организации и распределяются по ими же придуманным правилам.

    Можно сколько угодно апеллировать к Конституции, устраивать акции и пикеты, обращаться к мэру, Президенту, Правительству… У кого в руках деньги, тот музыку и заказывает, а социальные волнения в регионах Фонду безразличны. Улица Земляной вал в Москве одинаково далека и от Санкт-Петербурга, и от Камчатского края, и от Республики Карелия.

    Как Фонд ЖКХ с Минрегионразвитием Конституцию поправляли

    Разумеется, о расформировании Фонда в текущем году, как положено по закону, не идет даже речи: проект нового законодательного акта, продлевающего жизнь Фонда ЖКХ до 2015 года, уже утвержден Думой в первом чтении. С проектом этого закона вышла неловкая история.

    В начале 2012 года по средствам массовой информации прокатились тревожные публикации: у собственников аварийного жилья отнимут квартиры! И к тому были основания. В новом проекте закона «О Фонде ЖКХ», опубликованном на сайте Минрегионразвития, помимо технических и редакционных моментов в статью 16, регламентирующую содержание Региональных адресных программ по расселению аварийного жилья, был добавлен следующий пункт: «8.1. Жилые помещения, приобретаемые муниципальными образованиями с использованием средств местного бюджета, полученные за счет средств Фонда, средств бюджета субъекта Российской Федерации и предусмотренные в местном бюджете на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда в ходе реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предоставляются гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, только по договорам найма или социального найма».

    Вот те раз! Мало того, что собственник, по мнению Фонда ЖКХ, не имеет права получить денежную компенсацию за свое жилье, он еще и собственности должен лишиться! А как же Жилищный Кодекс? А как же Конституция, статья 35? «Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения»!

    В пояснительной записке к проекту закона «О Фонде ЖКХ» указывается: «В целях повышения эффективности расходования средств Фонда предлагается отказаться от практики переселения собственников в жилые помещения, предоставляемые им в собственность за счет средств Фонда, ограничив для них способы переселения – социальный либо коммерческий найм».

    Что такое «средства Фонда»? Руководители Государственной корпорации Фонд содействия реформе ЖКХ на минуточку забыли, что средства-то государственные, а Фонду лишь делегированы права по их распределению? Похоже, что так. Но этим приступ мании величия не ограничивается. В перечне нормативно-правовых актов федерального уровня, подлежащих в связи с принятием данного закона признанию утратившими силу, приостановлению и изменению в первой строке числится Жилищный Кодекс Российской Федерации.

    Послушаем главных действующих лиц. Газета «Московские Новости» от 2 февраля 2012 года № 210, статья «Казенное не продавать». В статье приводятся рассуждения директора Фонда ЖКХ Константина Цицина о практике спекуляции квартирами в домах «под снос» и мечты о том, что льготные и малоимущие граждане будут переселяться в новые дома на условиях социального найма, а те, кто не имеет никаких привилегий (кроме права собственности – Ю.Ч.), будут арендовать новое жилье у муниципалитетов на условиях коммерческого найма. «Если собственники не делали годами ремонт и довели жилье до аварийного состояния, то почему государство должно за свой счет им дарить новое жилье?» - поясняет свою позицию г-н Цицин.

    Эта статья вызвала бурю эмоций на сайте организации «Московские переселенцы», и протест более-менее юридически подкованных комментаторов с ссылкой на Конституцию. К тому же «масло в огонь» подлило неудачное замечание заместителя руководителя направления «Городское хозяйство» Института экономики города (г. Москва) Владилена Прокофьева, который заметил: «Мировой опыт показывает, что бедные люди не живут в собственных домах».

    Законопроект № 37117-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (о продлении сроков и определении основных направлений деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства) принят Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении. Пункт 8.1 статьи 16 в утвержденном проекте Закона отсутствует. Пока?

    Бремя собственности или лазейка для капиталиста

    А там ли уважаемый руководитель Фонда ЖКХ ищет спекуляцию? Покупка аварийного жилья представляет собой самый примитивный способ, который никого давно не вводит в заблуждение. Бывают варианты похитрее.

    Если дом муниципальный, то его жильцы могут с чистой совестью отдаться судьбе и ждать предложений по переезду или компенсации. Но если дом полностью или частично приватизирован и в нем действует Товарищество собственников жилья, ситуация может обернуться другой стороной.

    Части 10 и 11 статьи 32 Жилищного Кодекса предписывает органам местной или региональной власти после признания дома аварийным предъявить к собственникам помещений в этом доме требования по проведению работ по его сносу или реконструкции в разумные сроки. В противном случае аварийное строение и земельный участок, на котором он расположен, изымается для государственных или муниципальных нужд вместе со всеми помещениями. Если в части территории, где находится дом, принято решение о его развитии, «разумный срок» сокращается до шести месяцев.

    Не очень понятно возмущенное недоумение основной массы собственников помещений в аварийных домах. В чем вопрос? Вы приватизировали квартиры столетней давности, где проживали родители ваших родителей? Или проживаете в бабушкиной пятиэтажке по родственному обмену? Живете на прожиточный минимум, а вас еще заставляют что-то сносить и строить? Отдайте дом муниципалитету, получите свои три копейки и успокойтесь. Этот закон писался не для вас. Квартира в собственности – это роскошь, а бедные шиковать не имеют права, Владилен Прокофьев все четко сформулировал!

    Представьте себе ситуацию: в центре города полно небольших домов предаварийного состояния, где стены покрыты трещинами и плесенью, а в дождь все квартиры верхнего этажа уставлены тазиками. В таком доме скупаются не за дорого жилые помещения; жильцы разъезжаются кто куда, а владельцы быстренько признают дом аварийным.

    Какова цена земле в центре города не стоит и упоминания. Золотая земля. Добиться разрешения на ее застройку крайне тяжело, но в данном случае закон просто обязывает владельцев аварийного дома снести его и построить новое благоустроенное здание. Сколько там будет этажей, квартир, кому собственники их продадут и сколько на этом наварят – закон не комментирует. Но что на золотой земле многоквартирный дом даст бриллиантовую прибыль, никто не сомневается. Кроме тех «бестолковых» наследственных квартировладельцев, кто до сих пор не осознал, какое им досталось на самом деле сокровище.

    Проблема состоит в том, что Жилищный кодекс не делает в данном случае различие между собственниками, для которых это жилище – единственное, и владельцами множества квартир. Что открывает путь для спекуляций аварийным жильем, а добросовестных жильцов ставит в ситуацию малоприятную.

    Попытка справедливости

    В апреле 2012 года в Государственную Думу по инициативе депутатов Галины Хованской и Светланы Горячевой был в подан проект федерального закона № 521262-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».

    В статью 89 «Предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением» вносится пункт: «Если граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, другое жилое помещение по договору социального найма предоставляется им общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления».

    Обоснование основывается на положении части 2 статьи 55 Конституции РФ: «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». В пояснительной записке указывается, что Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, предусматривалось, что гражданам в связи с выселением другое благоустроенное жилое помещение предоставляется в пределах нормы жилой площади. При этом не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов.

    В действующем Жилищном кодексе РФ эти нюансы не учитываются. В соответствии со Статьей 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, за исключением граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди. Таким правом, в частности, обладают граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежащие (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ). Такого же мнения придерживается Конституционный Суд РФ, считая, что статья 89 ЖК РФ не исключает возможность ее применения во взаимосвязи со статьей 57 ЖК РФ при наличии к тому оснований (Определение КС РФ от 16.11.2006 г. № 503-О).

    Правительство Российской Федерации проект изменений, по которому при расселении граждане получали бы примерно по 18 кв.м. на человека, не поддержало. Основание: не указаны источники дополнительных бюджетных средств и порядок исполнения новых видов расходных обязательств. Руководителю Аппарата Правительства Российской Федерации В.Володину никто не объяснил, что завтра, или через пару лет, когда наступит срок по очередности, придется тратить те же самые средства, чтобы предоставить той же самой семье новое благоустроенное жилище. И еще раз оплатить ее переезд.

    Заключение

    Противостояние жильцов домов, подлежащих расселению, и органов местной и государственной власти в чем-то напоминает диалог глухого со слепым. Никто не хочет пойти на уступки, никто не дает себе за труд услышать и понять другого.

    Между крайними позициями: «Дайте мне по норме положенности» и «Не больше, чем было» лежит огромное поле компромиссов. Некоторые из них, в частности, перечислены в московских и региональных законодательных актах, призванных трактовать в пользу расселяемых жильцов следующие моменты:

    • стаж состояния на жилищном учете;
    • единственное жилье;
    • не ухудшение жилищных условий в течение 5 лет.

    Признание силовыми структурами данных аргументов криминогенным фактором низводит до ничтожного состояния все попытки придти к стабильному консенсусу, а практика превышения полномочий бюрократическими учреждениями, распределяющими государственные средства, еще более снижает шанс добиться социальной справедливости.

    Так что российским гражданам, проживающим в аварийном или старом жилье в зоне массовой застройки, остается надеяться на свои силы и рассчитывать бюджет с учетом необходимых вложений в новое жилище.

    Нормативные правовые документы:

    «Жилищный кодекс Российской Федерации», утвержденный Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ

    Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

    Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы»

    Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 18 января 2012 г. № 7 «О стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, предназначенной для определения в 2012 году размера предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, используемой для приобретения жилых помещений в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

    Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 7 июня 2012 г. № 225 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра обще площади жилья на второе полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2012 года»

    Полезные ссылки:

    Сайт Реформа ЖКХ: http://www.reformagkh.ru/about

    Официальный сайт Фонда содействия реформе ЖКХ: http://www.fondgkh.ru/

    Сайт Министерства регионального развития РФ: http://www.minregion.ru/

    Таблица сравнительной стоимости 1 квадратного метра жилья по состоянию на 01 августа 2012 г.

    Субъекты РФ

    Среднерыночная стоимость 1 кв.м.

    Предельная стоимость 1 кв.м.

    Белгородская область

    28350

    27500

    Брянская область

    26850

    26850

    Владимирская область

    29900

    29450

    Воронежская область

    28650

    27300

    Ивановская область

    26750

    26500

    Калужская область

    35250

    32200

    Костромская область

    27750

    27750

    Курская область

    23850

    22700

    Липецкая область

    27850

    27700

    г.Москва

    88700

    32200

    Московская область

    46500

    32200

    Орловская область

    25300

    25300

    Рязанская область

    30050

    29450

    Смоленская область

    28000

    26650

    Тамбовская область

    24500

    24500

    Тверская область

    34850

    32200

    Тульская область

    30250

    30250

    Ярославская область

    32150

    31950

    Республика Карелия

    37200

    32200

    Республика Коми

    33600

    31900

    Архангельская область

    35850

    32200

    Вологодская область

    32250

    30000

    Калининградская область

    31050

    30800

    Ленинградская область

    38750

    32200

    г.Санкт-Петербург

    51950

    32200

    Мурманская область

    32750

    30450

    Новгородская область

    29600

    28150

    Псковская область

    30550

    28950

    Ненецкий А.О.

    49450

    32200

    Республика Адыгея

    23850

    23250

    Республика Дагестан

    24800

    24800

    Республика Ингушетия

    21950

    20050

    Кабардино-Балкарская Республика

    26600

    26350

    Республика Калмыкия

    22550

    21450

    Карачаево-Черкесская Республика

    20700

    20700

    Республика Северная Осетия-Алания

    25900

    25750

    Чеченская Республика

    21050

    21050

    Краснодарский  край

    33650

    32200

    Ставропольский край

    24500

    24000

    Астраханская область

    25050

    24700

    Волгоградская область

    31100

    30000

    Ростовская область

    33000

    31400

    Республика Башкортостан

    28650

    28650

    Республика Марий Эл

    29000

    29000

    Республика Мордовия

    28700

    27300

    Республики Татарстан

    28150

    27600

    Удмуртская Республика

    30450

    29065

    Чувашская Республика

    27950

    26200

    Кировская область

    28700

    27850

    Нижегородская область

    35450

    32200

    Оренбургская область

    27600

    27600

    Пензенская область

    27050

    27050

    Пермский край

    30850

    30850

    Самарская область

    30900

    30000

    Саратовская область

    24600

    23750

    Ульяновская область

    26450

    25200

    Курганская область

    26850

    26850

    Свердловская область

    37500

    32200

    Тюменская область

    34850

    32200

    Ханты-Мансийский АО

    38150

    32200

    Ямало-Ненецкий АО

    42000

    32200

    Челябинская область

    29050

    26400

    Республика Алтай

    31250

    31250

    Республика Бурятия

    28350

    27050

    Республика Тыва

    30550

    28850

    Республика Хакасия

    27250

    27000

    Алтайский край

    28150

    27050

    Красноярский край

    32600

    32200

    Иркутская область

    33800

    32100

    Кемеровская область

    28650

    28350

    Новосибирская область

    34000

    32200

    Омская область

    28150

    27750

    Томская область

    30850

    31850

    Республика Саха (Якутия)

    41700

    32200

    Приморский край

    41650

    32200

    Хабаровский край

    40250

    32200

    Амурская область

    35850

    32200

    Камчатский край

    39600

    32200

    Магаданская область

    35850

    32200

    Сахалинская область

    46600

    32200

    Еврейская авт.область

    27150

    24600

    Чукотский А.О.

    30100

    30100

При размещении активная ссылка и указание автора обязательны!
Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(29)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00
Качество итальянской мебели

Качество итальянской мебели

Порой для того чтобы создать уют в доме, достаточно выдержанного и лаконичного дизайна интерьера. Если вы не уверены в своих дизайнерских способностях, а нанимать такого человека не хотите, то отдайте предпочтение классике, которая будет выигрышно смотреться и приносить удовольствие всегда!
00

Каталог образовательных услуг Москвы

Сегодня рынок образовательных услуг развивается стремительным образом – в одной только столице детям и их родителям предлагаются тысячи, а то и десятки тысяч разнообразнейших кружков, секций, обучающих и развивающих программ, и это, не считая репетиторов и интернет-курсов
00
Автономная канализация для частного дома

Автономная канализация для частного дома

Всем нам известно, что действующие санитарные нормы сегодня требуют, чтобы жилье и другие объекты, в которых отсутствует доступ к централизованной системе сбора сточных вод, имели ее локальный аналог
00

Реконструкция промзон рядом с МЦК завершится через 5 лет

Как сообщил заместитель генерального директора по проектированию АО «МЦК» Алексей Жигалин, работы по реконструкции промзон в районе Московского центрального кольца смогут закончить не ранее чем через 5 лет
00
Как правильно рассчитать площадь комнаты

Как правильно рассчитать площадь комнаты

Затевая ремонт или думая о продаже недвижимости неизменно приходится сталкиваться с вопросом - как посчитать площадь комнаты. Если речь идет о квадратном или прямоугольном помещении, это не составляет труда – все мы помним уроки математики со школы
00
Таунхаус: квартира на земле

Таунхаус: квартира на земле

Рост спроса на квартиры в малоэтажных постройках обусловлен невысокой стоимостью в сочетании с элементами частного дома. Таунхаус — это альтернатива для людей с предпочтениями загородной жизни, при недостатке средств на покупку отдельного участка.
00

В Воскресенске открылся детский садик

Как сообщил председатель Мосгосстройнадзора Олег Антосенко, в поселке Воскресенск к Новому году возвели новый детский сад на 250 мест. В данном детском садике для малышей оборудовали зимний сад
Закрыть ×
Вы сможете закрыть рекламу через: 
Или войти с помощью: