Аренда офисов от собственника!
Скачать программу
Заявка на обслуживание
Заявка на обслуживание Отправьте свою заявку на Realto.ru
и вам помогут наши сотрудники
или партнеры портала

Петербургские чиновники не знают, в каком направлении развивать обширные промышленные зоны в центре.

О реновации промышленных территорий в Петербурге заговорили серьезно - впервые в городе прошел посвященный этой проблеме форум. Промышленное наследие Петербурга сегодня составляет 57 промзон, из которых 29 находятся в историческом центре. Что с ними делать - пока неизвестно, есть варианты создания жилой застройки, музеев, частичного сноса, передачи под торговые и бизнес-центры. При этом в Смольном поддерживают разработку концепции креативного кластера как основного способа оздоровления депрессивных городских территорий.

Еще в 2002 году в Смольном сформулировали программу редевелопмента промышленных территорий в центре - намечено экономическое стимулирование собственников объектов промышленного пояса, чтобы развивать территории.

Всего в историческом центре Петербурга площадью 5,8 гектара 2,4 гектара занимают промзоны. Сейчас, говоря о судьбе заброшенных зданий заводов и фабрик, все чаще поднимают вопрос о креативном кластере. Летом профильный комитет Смольного намерен представить концепцию творческого кластера городскому правительству.

- Творческие индустрии пока не воспринимаются у нас как экономический феномен, - говорит начальник отдела по развитию инвестиционной привлекательности комитета по инвестициям и стратегическим проектам Игорь Девятко. - Также пока нет общегородской стратегии развития с учетом этих индустрий, как и схемы инвестирования в них.

Есть также мнение, что огромные промышленные территории надо отдать под жилую застройку - зачем строить новые спальные районы, когда пропадает такой резерв площадей в самом центре. В Петербурге также есть возможность музеефицировать некоторые из промышленных объектов, являющихся памятниками. Однако, по мнению Девятко, промышленные территории нужно использовать только под нужды творческой категории специалистов: если отдать их под жилую застройку, город захлебнется в транспортном коллапсе. Креативный кластер вдохнет жизнь в площади промышленного пояса, привлечет туристов и инвесторов.

Директор московской группы девелоперских компаний, реализовавших в Петербурге креативное пространство "Ткачи" в здании бывшей ткацкой фабрики на Обводном канале, Александра Славянская рассказала, что Петербург перспективнее Москвы с точки зрения развития таких территорий, но у города нет возможности заниматься этим на собственные деньги. Если инвестор возьмется за здания, которые охраняются как памятники, а их сотни, то эти работы уже будут классифицироваться как реконструкция, что на порядок дороже и сложнее по условиям, и это заметно снизит инвестпривлекательность таких объектов. Что касается создания зеленых зон в "сером поясе" - это еще дороже за счет проектирования и освобождения площадей.

- Городу не проглотить бесконечное количество торговых и бизнес-центров, - поясняет Славянская. - А музеи никогда не будут приносить инвесторам желаемые деньги. Так что интересы бизнеса и города в вопросе реновации промзон пока расходятся. Инвестор ждет от города либо финансовой помощи, либо готовой инфраструктуры - электричества, дорог, парковок, чтобы ни копать, ни тянуть провода не приходилось. Ведь оставшиеся от съехавших предприятий энергосистемы сведены к нулю, тепловые коммуникации эксплуатировались просто варварски, котельные надо строить заново, водопроводы и трансформаторные подстанции изношены до дыр.

Главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев рассказал, что почти весь "серый пояс" занимают мелкие предприятия, приватизированные в период повального выкупа производств, и сейчас будет невероятно сложно свести их все к какой-то одной цели, ведь у каждого собственника свои планы. Когда появится комплексный инвестор, развить территорию можно будет двумя путями - либо полностью выкупать все здания, либо привлекать каждого собственника по отдельности на свою сторону. Иначе процесс реновации застопорится из-за бесконечных согласований.

- Нужна законодательная база для работы с такими участками, - пояснил он, - вопрос встал ребром: при выносе промышленных предприятий из черты города в центре освобождается множество площадей, и с ними надо будет что-то делать. Движущей силой здесь должна стать инициатива инвесторов, ведь наш бюджет не резиновый.

По словам Митюрева, это вовсе не исключает помощи города - нужен проект планировки территорий, обсуждение их функционала. При этом эксперт считает, что стимулирование бизнеса - не совсем верный подход, ведь целью предпринимателей является развитие бизнеса, а не самих территорий. Либо сам город может взять развитие в свои руки, диктуя, как эти земли использовать, либо корпорация из собственников объектов сама решит, как и во что будут преобразовывать промышленный пояс.

Глава архитектурной мастерской Михаил Мамошин рассказал, что Петербург уникален тем, что подобные территории хоть и представляют "лоскутное одеяло" по типу собственности, все же объединены в единый пояс в форме подковы. Это позволяет говорить, например, об Обводном канале, Выборгской набережной, Нарвской заставе и других участках не только с точки зрения градостроительного развития. Здесь можно рассмотреть и различные транспортные и инфраструктурные решения - развитие метро, наземные и водные средства передвижения. В Москве же такие участки островные и разбросаны по всему городу, что не позволяет реализовать единый градостроительный сюжет.

Кстати

В Москве успешными примерами креативного освоения заброшенных промышленных площадей стали пространства для современного искусства "Винзавод", дизайн-завод "Флакон", "Красный Октябрь", в Петербурге - лофт-проект "Этажи" в здании бывшего хлебозавода, креативное пространство "Ткачи" в помещениях прядильно-ткацкой фабрики, "Красный Треугольник" - на знаменитом резиновом заводе и несколько менее известных проектов. На базе бывшего трамвайного депо на Васильевском острове развивают Музей городского транспорта, еще есть проекты создания музеев газа, Роспечати в старых промышленных зданиях-памятниках. Инвесторы пока не считают вложение в творческие площадки прибыльным делом, однако в европейских городах есть множество примеров развития территорий с помощью творческих сил. В Нью-Йорке территория заброшенного мясокомбината, переданная под почти бесплатное поселение творческих работников, через несколько лет превратилась в довольно дорогой и доходный район - сюда потянулись инвесторы, развилась инфраструктура, возросла престижность места, и здесь стали строить элитное жилье, офисы, кафе и магазины. Или территория знаменитых лондонских доков, которую отдали креативным компаниям, сейчас она приносит доход куда больший, чем некоторые объекты недвижимости в центре города. Самый близкий петербуржцам пример - современный дизайнерский район Арабианранта в соседнем Хельсинки, ставший из депрессивной территории центром современного искусства и дизайна, туристическим местом.

прямая речь

Денис Котов, генеральный директор Александро-Невской мануфактуры:

- Мы начали проект реновации на территории 5 гектаров бывшей прядильно-ткацкой фабрики недалеко от метро "Елизаровская". Там можно было снимать фильмы про войну, в таком плачевном состоянии пребывали объекты. Разработали концепцию развития территории вместе с англичанами, но прошли лишь первую стадию - вторая буксует из-за градостроительных вопросов. Проект планировки до сих пор не утвержден, хотя сформирован еще в 2006 году. Могу сказать, что из 40 гектаров окружающей нас территории собственники придумали на своих участках что-то новое лишь на семи гектарах. В остальном мы наблюдаем ситуацию, как в коммуналке, - много участков и много разных собственников. Я не согласен, что город играет второстепенную роль в реновации после инвесторов - город может и должен диктовать хотя бы внешние решения и единую концепцию, активно принимать участие в реновации промзон.

При размещении активная ссылка и указание автора обязательны!
Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00

Квартирные ремонты в Дмитрове

Уютное жилье – это не только мечта, но и потребность каждого человека. Одни клиенты заказывают элитный дизайнерский проект, другие останавливаются на евроремонте, а третьим хватает средств лишь на косметический. Хотя в ценовом диапазоне они различаются, есть нечто, что должно объединять эти понятия.
00

Московские новостройки

В течение десятилетий жилищное строительство в Москве велось очень интенсивно. В советский период это были в основном стандартные проекты, между собой мало отличающиеся. После того, как экономику перевели на капиталистические рельсы, многое изменилось.
00

Особенности гидропароизоляционных материалов.

Гидропароизоляция необходима для защиты строительных конструкций, материалов от проникновения пара, воды изнутри или снаружи помещения. Благодаря этому объект надежно защищен от преждевременного разрушения.
Закрыть ×
Вы сможете закрыть рекламу через: 
Или войти с помощью: