Аренда офисов от собственника!
Скачать программу
22.05.2017
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
22.05.2017
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
Заявка на обслуживание
Заявка на обслуживание Отправьте свою заявку на Realto.ru
и вам помогут наши сотрудники
или партнеры портала

Наряженное еловое деревце, стоящее в доме на Новый год, кажется нам столь естественным, само собой разумеющимся, что, как правило, не вызывает никаких вопросов. А между тем обычай этот сформировался у нас относительно недавно, и его происхождение, его история и его смысл, несомненно, заслуживают внимания.
Прослеживая историю русской елки, можно увидеть, как постепенно менялось отношение к этому дереву...
ИСТОРИЯ ПРЕВРАЩЕНИЯ ЕЛИ В РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ДЕРЕВО
Случилось это на территории Германии, где ель во времена язычества была особо почитаемой и отождествлялась с мировым деревом. Именно здесь, у древних германцев, она и стала сначала новогодним, а позже — рождественским символом. Среди германских народов издавна существовал обычай идти на Новый год в лес, где выбранное для обрядовой роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались соответствующие обряды.

Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажженные свечки, на него вешали яблоки и сахарные изделия. Возникновению культа ели как символа неумирающей природы способствовал вечнозеленый покров, позволявший использовать ее во время зимнего праздничного сезона, что явилось продолжением древнего бычая украшать дома вечнозелеными растениями.

После крещения германских народов обычаи и обряды, связанные с почитанием ели, начали постепенно приобретать христианский смысл, и ее стали “использовать” в качестве рождественского дерева, устанавливая в домах уже не на Новый год, а в сочельник.

ПЕТРОВСКИЙ УКАЗ 1699 ГОДА

В России обычай новогодней елки ведет начало с Петровской эпохи. Согласно царскому указу от 20 декабря 1699 года, впредь предписывалось вести летосчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а день “новолетия”, до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, “по примеру всех христианских народов” отмечать 1 января. В этом указе давались также и рекомендации по организации новогоднего праздника.

В его ознаменование в день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу (тогда еще — Москву) хвоей: “По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе”. А “людям скудным” предлагалось “каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить... а стоять тому украшению января в первый день”. Эта малозаметная в эпоху бурных событий деталь и явилась в России началом трехвековой истории обычая устанавливать елку на время зимних праздников.

Однако к будущей рождественской елке указ Петра имел весьма косвенное отношение: во-первых, город украшался не только еловыми, но и другими хвойными деревьями; во-вторых, в указе рекомендовалось использовать как целые деревья, так и ветви и, наконец, в-третьих, украшения из хвои предписано было устанавливать не в помещении, а снаружи — на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах.

После смерти Петра его рекомендации были основательно забыты. Царские предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать елками. По этим елкам (привязанным к колу, установленным на крышах или же воткнутыми у ворот) опознавались кабаки. Деревья стояли там до следующего года, накануне которого старые елки заменяли новыми. Возникнув в результате петровского указа, этот обычай поддерживался в течение ХVIII и XIX веков.

В результате кабаки в народе стали называть “елками” или же “Иванами елкиными”: “Пойдем-ка к елкину, для праздника выпьем”; “Видно, у Ивана елкина была в гостях, что из стороны в сторону пошатываешься”. Постепенно и весь комплекс “алкогольных” понятий приобрел “елочные” дуплеты: “елку поднять” — пьянствовать, “идти под елку” или “елка упала, пойдем поднимать” — идти в кабак, “быть под елкой” — находиться в кабаке, “елкин” — состояние алкогольного опьянения и т.п.

Помимо внешнего убранства питейных заведений в XVIII веке и на протяжении всего следующего столетия елки использовались на катальных (или, как еще говорили, скатных) горках.
В Петербурге елками принято было также обозначать пути зимних перевозов на санях через Неву:

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ДЕРЕВО В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
В России елка как рождественское дерево появилась в начале ХIХ века в домах петербургских немцев.
В 1818 году по инициативе великой княгини Александры Федоровны была устроена елка в Москве, а на следующий год — в петербургском Аничковом дворце.
На Рождество 1828 года Александра Федоровна, к тому времени уже императрица, организовала первый праздник “детской елки” в собственном дворце для пяти своих детей и племянниц — дочерей великого князя Михаила Павловича. Елка была установлена в Большой столовой дворца.

Пригласили также детей некоторых придворных. На восьми столах и на столе, поставленном для императора, установили елочки, украшенные конфетами, золочеными яблоками и орехами. Под деревьями были разложены подарки: игрушки, платья, фарфоровые вещицы и др. Подарки всем присутствовавшим детям раздавала сама хозяйка. Праздник начался в восемь часов вечера, а в девять часов гости уже разъехались. С этих пор по примеру царской семьи елку на Рождество стали устанавливать в домах высшей петербургской знати.

Однако, судя по многочисленным описаниям святочных празднеств в журналах 1820-х—1830-х годов, в эту пору рождественское дерево в большинстве русских домов еще не ставилось.

Первое упоминание о елке в газете появилось накануне 1840 года: сообщалось о продающихся “прелестно убранных и изукрашенных фонариками, гирляндами, венками” елках. Но на протяжении первых десяти лет петербургские жители все еще воспринимали елку как специфическое “немецкое обыкновение”.
Первая рождественская елка в России была устроена государем Николаем I в самом конце 1830-х годов, после чего по примеру царской семьи ее стали устанавливать в домах петербургской знати. Остальное население столицы до поры до времени либо относилось к ней равнодушно, либо вообще не знало о существовании такого обычая. Однако мало-помалу рождественское дерево завоевывало и другие социальные слои Петербурга.
И вдруг в середине 1840-х годов произошел взрыв — “немецкое обыкновение” начинает стремительно распространяться. Теперь Петербург был буквально охвачен “елочным ажиотажем”. Обычай вошел в моду, и уже к концу 1840-х годов рождественское дерево становится в столице хорошо знакомым и привычным предметом рождественского интерьера.
Увлечение “немецким нововведением” — рождественским деревом подкреплялось модой на произведения немецких писателей и прежде всего на Гофмана, “елочные” тексты которого “Щелкунчик” и “Повелитель блох” были хорошо известны русскому читателю.

Существенную роль в распространении и популяризации елки в России сыграла коммерция. С начала XIX века самыми известными в Петербурге специалистами в кондитерском деле стали выходцы из Швейцарии, относящиеся к маленькой альпийской народности — ретороманцам, знаменитым во всей Европе мастерам кондитерского дела. Постепенно они завладели кондитерским делом столицы и организовали с конца 1830-х годов продажу елок с висящими на них фонариками, игрушками, пряниками, пирожными, конфетами. Стоили такие елки очень дорого (“от 20 рублей ассигнациями до 200 рублей”), и поэтому покупать их для своих деток могли только очень богатые “добрые маменьки”.
Торговля елками началась с конца 1840-х годов ...

Читать далее на http://www.nnm.ru/

Источник:

При размещении активная ссылка и указание автора обязательны!
Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(2)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00
Моделирование ландшафта - неотъемлемая часть работы над проектом

Как сделать свою загородную жизнь еще счастливее

В загородном доме хочется получить максимальный комфорт, причем это желание есть как у классических «дачников», выезжающих на природу на несколько недель, так и у тех, кто постоянно проживает в частном доме.
00
Геленджик - город-мечта

Благодаря компании «Идеал» каждый, кто мечтал о недвижимости в Геленджике, может выгодно приобрести квартиру

Покупка жилья - это всегда серьезный шаг, который нередко сопровождается долгими сомнениями и размышлениями. Сделать этот процесс более продуктивным и оперативным могут только настоящие профессионалы, имеющие опыт и обладающие серьезной базой предложений, среди которых каждый потенциальный клиент сможет отыскать свой дом-мечту.
00
Незабываемая уборка

Позвольте компании «Уборочка» позаботиться о чистоте вашего дома

Многие люди понимают, что собственными усилиями добиться идеальной чистоты в доме довольно сложно. Необходимо потратить уйму времени, сил и чистящих средств. При этом никакой гарантии того, что в труднодоступных местах не останется грязи, грибка, пыли и прочих не особо приятных моментов, нет.
00
Зарядите своих сотрудников - о потенциале корпоративной культуры

Создание корпоративной культуры для повышения работоспособности сотрудников

21 век по праву считается веком корпораций. А с появлением первых корпораций появилось такое понятие как корпоративная культура. И как и любая другая, она либо есть в вашей компании, либо ее нет со всеми вытекающими...
00
Дизайнер Анастасия Свитова

Дизайнер Анастасия Евстифеева создаст в доме необходимую атмосферу и наполнит ее изумительными деталями

Обстановка каждого дома должна быть наполнена уютом, красотой и приятной, теплой эстетичностью. После тяжелого трудового дня хочется прийти домой, расслабиться, насладиться созданным интерьером и восстановить душевное равновесие.
10

Программа реновации жилья улучшит транспортную ситуацию в городе

О положительном влиянии на транспортную ситуацию в городе программы реновации жилья в Москве заявил заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики города Марат Хуснуллин.
00

На особый контроль в Стройкомплексе поставили несколько важных для города проектов

О том, что Стройкомплексом Москвы создана отдельная специальная рабочая группа, которая будет решать вопросы, связанные со строительством, реставрацией и проектировкой знаковых для города объектов, сообщил глава Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин.
00

В этом году откроется футбольное поле в Студеном проезде

Как сообщил глава Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев, новое футбольное поле с искусственным покрытием и современной системой подогрева на северо-востоке столицы планируется достроить в этом году.
00

В поселении Сосенское ожидается открытие детского сада

Как сообщил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, в ближайшем будущем будет отстроен новый детский сад на территории Новой Москвы, а именно в поселении Сосенское, что неподалеку от деревни Николо-Хованское.
00
Займ под залог недвижимости

Кредит под залог недвижимости - выгодный вариант для бизнеса

Кредитование под залог недвижимости становится популярнее с каждым годом. В качестве залога кредиторы принимают дома, земельные участки и, конечно, квартиры. Обеспечивая заем недвижимостью, клиент сразу получает на руки значительные средства.
00
Выращивание и производство рулонных газонов

Обустройство газона – зачем нужны газоны?

Наличие на участке газона имеет множество преимуществ и приносит практическую пользу, кроме осуществления эстетических функций. Для городских пейзажей газон является неотъемлемой частью.
Закрыть ×
Вы сможете закрыть рекламу через: 
Или войти с помощью: