Аренда офисов от собственника!
Скачать программу
Заявка на обслуживание
Заявка на обслуживание Отправьте свою заявку на Realto.ru
и вам помогут наши сотрудники
или партнеры портала

Визуальный контакт решает успех дела

Социология в СССР долгое время считалась «буржуазной лженаукой», что, однако, не помешало советским специалистам изобрести даже свой собственный метод исследований – уличный опрос. За это надо сказать спасибо первым альтернативным выборам народных депутатов и ленинградскому экономисту и социологу Леониду Кесельману – сейчас уличный опрос активно используется в отечественном маркетинге. Аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости» продолжает знакомить читателей с различными методами исследований (читайте предыдущий материал «Экспертное интервью как инструмент маркетинга»).

Краткие вводные данные
В 1989 году Леонид Кесельман решил изучить шансы независимого кандидата в народные депутаты СССР. Он исследовал этот вопрос в весьма необычном месте – в очереди у пивного ларька. Социолог решил попробовать задать людям вопрос о том, за кого они будут голосовать на выборах. Респонденты охотно рассказывали о своих предпочтениях, что позволило социологу сделать вывод о том, что улица – подходящее место для работы исследователя. С тех пор уличный опрос стал довольно популярным методом социологических и маркетинговых исследований.

Уличный опрос относится к количественным исследованиям. Как можно понять из названия, он проводится на улицах населенных пунктов, а участником может стать любой прохожий. При этом результаты уличного опроса – это не просто цифры и графики, иллюстрирующие ответы респондентов, но и сложные аналитические выкладки. Существует несколько десятков методов анализа данных, они позволяют не только проиллюстрировать результаты опроса, но и построить сложнейшие прогнозные модели или решить любые другие задачи, который поставил перед исследователем заказчик.

Применять по назначению
В социологии и маркетинговых исследованиях не бывает «плохих» и «хороших» методов, есть только те, которые отвечают целям исследования, и те, что им не отвечают. Если заказчику нужна статистическая информация, результаты, которые можно измерить в числовом выражении, социологи всегда посоветуют ему количественное исследование. Однако и здесь есть разные методы, каждый из которых должен использоваться по назначению. «Порой заказчик вообще не представляет, какое исследование нужно по конкретному вопросу, – говорит независимый маркетолог Борис Головачев. – Я даже вел в бизнес-школах курс по маркетинговым исследованиям не для исследователей, а для самих заказчиков, чтобы научить их, как правильно выбрать наиболее эффективный метод исследования».

Например, если необходимо изучить какой-либо рынок товаров массового спроса, узнать мнение самых разных социальных групп, лучше проводить телефонный опрос, так как он будет наиболее репрезентативным (читайте статью «Моментальный опрос ИРН: быстрый, но нелегкий»). Считается, что хорошей репрезентативностью обладает квартирный опрос, однако в России его проведение осложняется низким уровнем достижимости – многие наши соотечественники не доверяют незваным гостям, поэтому редко соглашаются пустить социологов к себе домой, чтобы ответить на их вопросы. Поэтому в последние годы этот метод применяется все реже.

Социологи нередко критикуют уличный опрос как метод исследования, так как его результаты считаются плохо прогнозируемыми, а ошибка выборки достаточно высока. «Репрезентативность уличного опроса хуже, чем у телефонного или квартирного, так как жители города обладают неравными шансами попасть в группу респондентов», – отмечает Борис Головачев. В то же время в ряде случаев он может стать наиболее эффективным инструментом. Например, именно уличный опрос стоит проводить в населенных пунктах, не обладающих достаточным уровнем телефонизации, или когда представители исследуемой целевой аудитории трудно достижимы по телефону и в то же время известны места их концентрации (например, точки продажи какого-либо товара, развлекательные и культурные заведения и т.п.). «Допустим, если необходимо узнать, какие технические новинки предпочитает молодежь, лучше использовать как раз уличный опрос, – считает Борис Головачев. – Телефонный будет намного дороже и займет больше времени, кроме того, процент целевой аудитории среди общего числа респондентов будет небольшим, ведь номера телефонов выбираются случайно. Намного легче обнаружить нужных людей в местах продажи электроники, поэтому уличный опрос на выходе из таких магазинов проводить целесообразнее».

Кроме того, уличный опрос допускает использование наглядных материалов, поэтому в ходе исследования можно провести небольшое тестирование. Правда, респондентам желательно демонстрировать не более двух-трех образцов визуальных материалов, так как мало кто из них согласится потратить много времени на их глубокое изучение на улице.

Дрель как показатель благосостояния
Объективность и достоверность результатов исследования во многом зависит от того, насколько корректно сформулированы вопросы анкеты. В анкете для уличного опроса могут содержаться как «закрытые» (со списком возможных вариантов ответа), так и «открытые» вопросы (в этом случае ответы респондента записывает интервьюер). Сначала социологи, которые занимаются дизайном исследований (под дизайном социологи понимают разработку общей идеи, концепции, методологии исследования), на основе информации от заказчика и целей исследования составляют программные вопросы. Это делается для того, чтобы сами исследователи осознали логику опроса, однако задавать их в таком виде респондентам нельзя из-за сложности формулировок. Затем эти вопросы «переводятся» на доступный для неспециалистов язык: они должны быть лаконичными, конкретными и простыми – а это как раз довольно сложная задача. Язык должен быть нейтральным и не слишком экспрессивным, нельзя задавать суггестивные вопросы (то есть наводящие, наталкивающие респондента на определенный ответ).

Практически в любом исследовании необходимо знать уровень доходов респондентов. Однако прямые вопросы об этом в России многие исследователи не задают с конца 1990-х годов, а в Европе от них отказались еще в 60-е годы прошлого столетия, так как тема материального благополучия может оказаться весьма болезненной для опрошенных. «Мне кажется, люди готовы ...

Читать далее на http://irn.ru/
Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00
Элитный ломбард - быстрое, но временное решение проблем

Элитный часовой ломбард LUXOR.WATCH поможет решить финансовые проблемы

Швейцарские часы стали классическим вариантом капиталовложения, который никогда не обесценится. Если же наступил непростой период жизни, а такое бывает практически у каждого, эти вещи помогут удержаться на плаву и с достоинством пройти испытание.
00
Проверка бетона на прочность

Методы испытания бетона

Для определения качества и предназначения бетона существуют некоторые методы проверки. Достаточно популярным является неразрушающий способ. Речь в данной ситуации идет о самом оптимальном варианте тестирования представленного строительного материала.
00
«СИМВОЛ»: выбраны материалы для фасадов квартала «Свобода»

«СИМВОЛ»: выбраны материалы для фасадов квартала «Свобода»

Компания «ДОНСТРОЙ» выбрала облицовочные материалы для фасадов трех корпусов проекта «СИМВОЛ». Эти корпуса относятся к кварталу «Свобода», расположенному на границе парка «Зеленая река», рядом с образовательным кластером с физико-математическим лицеем.
00

Новые жилые районы столицы будут проектироваться при помощи урбан-блоков

На конференции Москомархитектуры «Комфортный город. Нормы и правила» специалистами были представлены новые условия проектирования жилых районов Москвы. В первую очередь они касаются обеспеченности территорий объектами, необходимыми для создания комфортной городской среды, а также плотности и высотности застройки.
00

Стадион «Олимп» будет готов до конца лета

Как сообщил начальник Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев, уже на 80% готовы конструкции строящегося на востоке Москвы стадиона «Олимп». После того, как закончатся отделочные работы конструкций фасада, строители сразу же приступят к специальным работам над внутренностями стадиона.
00

ГПЗУ в Москве будут выдавать только через Интернет

С 1 июля 2017 года в действие вступают новые правила получения Градостроительного плана земельного участка. В связи с этим его можно будет получить только через Интернет, оставив заявку на сайте мэра и правительства столицы.
00

Условия присоединения к инженерным сетям будут занесены в ГПЗУ

В состав Градостроительного плана земельного участка принято решение включить информацию по подключению новых объектов к инженерным сетям. Изменения в ГПЗУ, касающиеся состава и порядка в нем сведений, будут действительны с 1 июля текущего года.
00

Крупный пешеходный переход на ЗИЛе будет готов в следующем году

О том, что рабочие уже приступили к отделочным работам на объекте крупного пешеходного перехода на территории промышленной зоны бывшего завода им. Лихачева, сообщил глава Департамента строительства города Москвы Андрей Бочкарев.
00
Газовый генератор GENERAC воздушного охлаждения серии GUARDIAN

Газовый генератор решит проблему поставки электроэнергии на стройплощадку

При строительстве различных объектов не обойтись без устройств и техники, работающих на электроэнергии. К сожалению, далеко не всегда удается обеспечить стройплощадку централизованной подачей электричества. В особенности, если речь идет об отдаленных территориях, буровых, вахтовых поселках и т.д. В этом случае оптимальный вариант - это подобрать газовый генератор.
00
Авиаперевозки

Авиаперевозки – идеальный вариант для тех, кто ценит свое время

Авиаперевозки грузов дают возможность соединить между собой сотни пунктов назначения по всему миру. Это самый быстрый и удобный способ доставки грузов, он же является одним из самых надежных на данный момент.
Закрыть ×
Вы сможете закрыть рекламу через: 
Или войти с помощью: