С начала года по июнь в Москве введено 90 тыс. кв. м качественной торговой недвижимости, что является рекордным объемом в аналогичных периодах за последние пять лет, до конца года к вводу запланировано еще около 200 тыс. кв. м, что также станет максимальным значением с 2021 года.
Московский рынок торговой недвижимости демонстрирует уверенный рост. В первом полугодии 2025 года в Москве открылось 9 торговых центров, крупнейшими из которых стали – «Ботаника Молл» (GLA: 28,5 тыс. кв. м) и «ЗУМ ЗИЛАРТ Универмаг»» (GLA: 16,7 тыс. кв. м).
Совокупный объем ввода торговых площадей по предварительным итогам 6 месяцев 2025 года составил 90,1 тыс. кв. м. Такого объема ввода не было зафиксировано с 2020 года.
Торговые центры, открывшиеся в Москве в I полугодии 2025 года
Текущие показатели существенно превышают значения аналогичного периода предыдущих четырех лет. В 2021-2024 гг. объем ввода новых столичных ТЦ не превышал в первой половине года 75 тыс. кв. м. В среднем, за этот период вводилось 57 тыс. кв. м, что на 37% ниже значения текущего года. Такой рост обусловлен завершением реализации ряда проектов, сроки открытия которых переносились. К концу 2025 года совокупный ввод качественных торговых площадей в Москве может достичь 200 тыс. кв. м. Крупнейшими объектами, открытие которых заявлено во втором полугодии являются ТЦ Avenue Sever в составе ТПУ Селигерскаая (GLA: 60,3 тыс. кв. м) и ТЦ «Краски» в составе ТПУ Некрасовка (GLA: 37,4 тыс. кв. м).
Динамика нового строительства в Москве, 2020–2025, тыс. кв. м
Рынок торговой недвижимости Москвы следует общей тенденции на снижение средней площади новых объектов. За последние 5 лет средняя площадь ТЦ снизилась почти в 3 раза: в 2020 году она составляла 60 тыс. кв. м, а в 2025 – всего 17,4 тыс. кв. м. Особую роль в сокращении размеров ТЦ сыграло стремительное развитие онлайн-ритейла, которое привело к снижению востребованности больших ТЦ традиционного формата. Потребители все чаще совершают покупки через интернет-магазины, что снижает необходимость посещения больших торгово-развлекательных комплексов, в которые не всегда и не всем удобно ехать, т.к. в своем большинстве они расположены в удалении от жилой застройки. Поэтому сегодня девелоперы сфокусированы на формате районных ТЦ, которые находятся в шаговой доступности от потребителей и способны предложить им необходимые товары и разнообразный спектр услуг.
Преобладание ТЦ районного формата обусловлено их большей устойчивостью к экономическим кризисам. Как показал опыт прошлых лет, они менее подвержены негативным влияниям пандемии, колебания курса валюты и экономических санкций. Устойчивость районных ТЦ определяется диверсифицированном составом арендаторов, включая продовольственные магазины, аптеки, предприятия бытового обслуживания и сферы развлечений. Кроме того, строительство районных торговых центров требует меньших инвестиций и быстрее окупается. Более низкие капиталовложения снижают финансовые риски и повышают инвестиционную привлекательность объектов в текущих условиях рыночной неопределенности.
Новые ТЦ все активнее внедряют концепцию мультифункциональности. Теперь преимущественную долю торговой недвижимости занимают не традиционные торговые площади, а дополнительные зоны: кафе, фитнес-залы, кинотеатры и детские игровые «городки». Благодаря своему наполнению современные ТЦ удовлетворяют спроса и становятся частью повседневной жизни горожан.
«В условиях стремительного развития онлайн-ритейла значительно меняется модель офлайн-потребления, что неизбежно трансформирует формат торговых центров. Тенденцией последних лет является уменьшение площади торговых объектов и трансформация форматов. Девелоперы отдают предпочтение многофункциональным объектам, арендаторы которых удовлетворяют актуальные потребности населения прилежащих жилых районов», – комментирует Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики компании IBC Real Estate.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте