24.01.2025
Новости компаний, пресс- и пост-релизы

Определенный интерес к жилью на воде существует как за рубежом, так и в нашей стране. Причины тому самые разные. Классический пример – желание сэкономить на уплате налогов, используя лазейки в законодательстве. Так происходит, например, во Франции, по законам которой налог на недвижимость подлежит уплате в случае, если жилье расположено на земле Французской Республики. А вот платить налог за жилье, которое находится на воде галльского государства, закон не обязывает.

Не такой материалистичный, но не менее распространенный резон – забота о собственном здоровье. Не секрет ведь, что непосредственно на водных объектах воздух чище, а экология в целом лучше, что в условиях современных городов очень даже немаловажно.

В Европе мало кого можно удивить, обзаведясь жильем на дебаркадере, яхте или ином плавсредстве. А вот в нашей стране такой вид жилья пока что мало распространен. Что, честно говоря, немного удивляет ввиду популярности использования «плавучих домов» в коммерческих целях. Ресторанами на водной глади сегодня уже не удивить, но, углубляясь в историю, можно вспомнить забавный прецедент. До 2004 года на дебаркадере у Фрунзенской набережной существовал «плавучий» магазин керамической плитки, ставший в свое время предметом обсуждения и обструкции на совещании, проводимом тогдашним мэром Лужковым. Юрий Михайлович, кстати, имел весьма четкую позицию неприятия использования Москвы-реки в качестве «фундамента» для речных сооружений.

В России же выбор реки в качестве постоянного места жительства по сегодняшний день остается, скорее, уделом достаточно узкой прослойки людей состоятельных и ярких. Например, жильем на воде обзавелся Сергей Полонский – один из самых ярких и неординарных представителей российского бизнеса.

Так почему же жилье на воде в крупных российских городах - скорее экзотика? Я бы обозначил лишь одну естественную, а не искусственно созданную проблему – наш климат. Москва ведь не Париж и не Амстердам. Главная водная артерия российской столицы, в отличие от Сены и Амстел, зимой замерзает.

Проблем же, имеющих истоки скорее в сознании власть предержащих и созданных, словно нарочно, достаточно. К их числу, в первую очередь, можно отнести: мнимую заботу о безопасности судоходства и экологии, сложность подключения коммуникаций, получения согласований на размещение и стоянку жилых объектов, отсутствие четкого правового регулирования постоянного проживания на воде.

При этом если разобрать означенные проблемы по пунктам мы увидим следующее. Москва-река уж точно будет шире, чем каналы в крошечных Нидерландах, а ведь вряд ли кто-то слышал о кораблекрушениях в Амстердаме, вызванных столкновением кораблей с постоянно пришвартованными объектами. Псевдо-забота об экологии Москвы-реки тоже понимания не вызывает. Любой специалист подтвердит, что в российской столице достаточно коллекторов, сбрасывающих нечистоты в Москву-реку и Яузу, по сравнению с которыми даже флот жилых дебаркадеров – просто источник термальных вод.

Относительно сложности подключения коммуникаций следует сказать, что данный вопрос в нашей стране, к сожалению, легко не решается в принципе. Большинство застройщиков, уверен, подтвердят, что и на суше не так-то просто подключиться к сетям городского хозяйства.

Отдельная история – получение разрешений и согласований. Не секрет, что разрешение на строительство вполне себе стандартных «сухопутных» объектов недвижимости можно получать годами. С водными объектами дело обстоит ничуть не проще. Так, для размещения дебаркадера нужно получить около 25 согласований и потратить, в среднем, два года. В столице процесс выглядит примерно следующим образом. Сначала следует подать в ГУП «Мосводоканал» заявку, содержащую просьбу выдать предварительное размещение на установку дебаркадера. После этого посетить придется, в частности, но, к сожалению не ограничиваясь, Московско-Окское бассейновое водное управление, подразделения Министерства природных ресурсов, префектуру соответствующего административного округа Москвы, Госсанэпиднадзор, Москомархитектура, ФГУП "Канал имени Москвы". Из московских нормативно-правовых актов, которые следует при всем этом учитывать, стоит назвать Положения о порядке размещения судов и иных плавсредств на акваториях рек и водоемов в границах города Москвы под объекты нетранспортного назначения, Схему размещения и отстоя судов и других плавсредств на реке Москве и акватории канала имени Москвы. Естественно, у каждой контролирующей организации свои требования. Так, например, для ФГУП «Канал имени Москвы» важно, чтоб размещенные объекты, в том числе дебаркадеры, не создавали опасности при судоходстве. Москомархитектура обращает внимание на то, чтоб дебаркадер не нарушал общий архитектурный ансамбль, не размещался возле обрывистого берега (такой берег может обрушиться) и т.п.

А уж об остальных правовых аспектах «водного» жилья и говорить не приходится. Например, дебаркадеры и иные схожие объекты априори не есть предмет регулирования жилищного законодательства, значит, они не могут быть местом регистрации по месту жительства (т.е. «прописки», понятия достаточно дикого и у нас в стране, к сожалению, почти сакрального).

Итогом всей этой юридической казуистики является зачастую несоразмерное удорожание жилья на воде. А, следовательно, происходит резкое сокращение как спроса, так и предложения. И ведь объективно такое положение дел не выгодно никому. Возьмем Москву. Земли в городе мало, транспортных проблем предостаточно. А вот воды много. Сравним – протяженность Москвы-реки в границах столицы (75 км) больше, чем присутствие Сены в Париже или Темзы в Лондоне. Но решать, пускай и частично, проблему дефицита городской территории используя акваторию никто особо и не собирается. Странно и неоправданно.

Подводя итог, выражу уверенность в том, что пройдет не так уж много времени и сама жизнь (в первую очередь нехватка городских территорий и экологическая ситуация в мегаполисах) заставит обратить взгляд на «плавучие» дома, устранив при этом искусственно созданные проблемы, и создав соответствующие нормальные правовые механизмы.

Источник:

При размещении активная ссылка и указание автора обязательны!
Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00
ФНС лого

С 2025 года совершенствуется порядок налогообложения земельных долей (паев)

Внесены изменения в порядок определения размера долей в праве собственности на налогооблагаемый участок из земель сельскохозяйственного назначения, полученный при приватизации сельхозугодий.
00
iCity вид на Москва-Сити, графика

Почти 40 объектов недвижимости ввели в эксплуатацию в ЦАО в 2024 году по городской программе

Программа «Комплексное обустройство и развитие центральной части города Москвы», помимо нового строительства, подразумевает работы по сохранению объектов культурного наследия и капремонт жилых и нежилых зданий.
00
Складской комплекс, Radius Group

О кадастровом учете единого недвижимого комплекса ЕНК

ЕНК - недвижимость, которая участвует в обороте как единый объект и представляет собой совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически.
00
Земельный участок в лесу, на нем идет строительство коттеджа

Сроки освоения земельного участка с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство

ФЗ от 8 августа 2024 г № 307-ФЗ, который вступает в силу с 1 марта 2025 г, в законодательство введено определение освоения земельных участков и установлены сроки начала использования участков.
00
Hide Park Tower (комплекс Prime Park)

Самая продаваемая недвижимость премиум-класса Москвы: итоги 2024 года

Несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию и снижение спроса в массовом сегменте, рынок высокобюджетных новостроек показал выдающиеся результаты.
00
ЖК «1-й Химкинский» графика

ГК ФСК получила разрешения на строительство трех корпусов ЖК «1-й Химкинский»

ГК ФСК получила разрешение на строительство еще трех корпусов в ЖК «1-й Химкинский», который она возводит под брендом «1-й ДСК» в Химках - корпуса 2.3, 2.4 и 2.5 - совокупно более 136 тыс квм.
00
Жилой комплекс «ЛУЧИ» от «Группы ЛСР»

Жилой комплекс «Лучи» —лидер по продажам жилья комфорт-класса в «старой» Москве

Согласно данным Росреестра за 2024 г в ЖК Лучи было заключено 1496 сделок на приобретение квартир. В течение всего года проект неоднократно находился в топе по продажам в сегменте комфорт-класса.
00
Giardino Magico в Москве - новый бутик

В феврале откроется третий парфюмерный бутик Giardino Magico в Москве

Giardino Magico специализируется на производстве парфюмерии и уходовой косметики. Компания была основана в 2021 г, сейчас ее парфюмерная линейка представлена в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Воронеже и других городах, а также за рубежом.
00
г. Москва, пос. Внуковское, д. Рассказовка, ул. Василия Аксенова, дом 6

В жилом доме на 298 квартир в городе-парке «Переделкино Ближнее» завершилась передача ключей

В жилом доме на 298 квартир, который был построен в 16-й фазе города-парка «Переделкино Ближнее» (г. Москва, пос. Внуковское, д. Рассказовка, ул. Василия Аксенова, дом 6), завершилась выдача ключей собственникам.
00
ЖК HEADLINER осень 2024

Завершено строительство ЖК HEADLINER в Москве

ГК «КОРТРОС» получила заключение о соответствии финальных корпусов третьей последней очереди высотного квартала HEADLINER в Пресненском районе требованиям проектной документации.
00
Прайм Парк

Более 40% покупателей отдают предпочтение квартирам на последних этажах

При выборе недвижимости расположение квартиры в рамках этажности остается одним из ключевых факторов. Каждый уровень имеет свои преимущества, отвечающие разнообразным запросам покупателей.
00
Толпа студентов идет после занятий

Какие районы Москвы выбирают для инвестиций в студенческое жилье

Аналитический центр Stone специально ко Дню российского студенчества провел опрос среди потенциальных покупателей недвижимости в Москве, интересующихся жильем для студентов.
Или войти с помощью: