Московские школьники обсуждают СССР
Через двадцать лет после того, как закончилась история СССР, мы исследуем, что думают про Советский Союз современные старшеклассники. Первая школа — московская. Выпускной класс на моих глазах выяснил отношения с советским прошлым.
Главное — не включать "училку". Так я думала на подходе к лицею "Вторая школа", что за универмагом "Москва". Мои задачи, напоминала я себе, исследовательские.
Советский Союз — времена для этих детей исторические, зато для их родителей — значительная часть биографии. Папы и мамы моих старшеклассников не могут быть младше меня. Значит, их детство пришлось на Брежнева, их точно принимали в октябрята и пионеры, им всю среднюю и старшую школу полоскали мозги, потом они поступали в университеты, а некоторые успели стать "молодыми специалистами" к тому моменту, когда история СССР закончилась. Что же их дети? Знают ли они хотя бы, когда началась и как закончилась та страна?
Ученики 11 "В" собираются поступать в МГУ, на математический и экономический факультеты. Они быстро отвечают на первый вопрос: история СССР началась в 1922 году, хотя иногда отсчет ведут от 1917-го ("Это неправильно, — говорит Даниил с первой парты, — тогда появилась только Советская Россия"). А закончился в августе 1991 года. С этим все согласны. Уже в августе, считают абитуриенты, из СССР вышел Казахстан, а за ним и другие республики.
У меня нет задачи гонять по датам. Однако симптоматично, что августовский путч в их головах сливается с декабрьским Беловежским соглашением. И по сути мои школьники, конечно, правы: СССР закончился тогда, когда люди вышли к Белому дому, чтобы повлиять на ход событий.
Мой следующий вопрос: что вы расскажете об СССР человеку, который впервые о нем слышит?
— Что это величайшее государство мира, — говорит Илья. Потом поясняет: речь идет о советской военной мощи.
— Что это закрытое государство, где ты не знаешь правды и где у тебя нет никаких прав и никаких свобод: ни слова, ни даже мысли, — это версия Никиты.
— Зато была свобода выбора будущего.
Прошло всего две минуты после начала разговора, но Илья уже не следит за моими вопросами, он развернулся в сторону Никиты:
— Ты мог получать образование, если хотел. Даже если у тебя не было денег.
И вот уже говорят все сразу. Молодые люди воспроизвели матрицу кухонных разговоров гораздо быстрее, чем я успела сориентироваться. Одни доказывают, как хорошо в стране советской жить, другие настаивают на правах и свободах. Некоторое время мне не удается привлечь их внимание. Но в какой-то момент мои отчаянные прыжки замечены и наступает подобие тишины. Тогда "демократ" Никита производит над собой заметное усилие и тихо, но отчетливо говорит: "Я точно знаю, что сложно было поступить в МГУ, если ты... еврей. Без шуток. На полном серьезе". Видимо, предполагалось, что поверить в это трудно. И действительно, его сообщение вызывает недоверчивый смех.
У Даниила другая версия советской национальной политики: "Евреям грех жаловаться на Советский Союз, потому что именно здесь появилось первое территориальное образование — Еврейская автономная область. Там было много земли, и они с удовольствием туда ехали, даже из-за границы". Позже Даниил признался, что является "патриотом русского народа", а одна из главных проблем современной России — демографический кризис и иммигранты с Кавказа. Его прабабушка и прадедушка — крестьянские дети и интеллигенты в первом поколении. Он считает, что СССР хорош тем, что в нем работали "гигантские социальные лифты": "Сегодня ты на комбайне собираешь урожай, а завтра ты защищаешь докторскую диссертацию".
Мы не без труда договорились, что проще всего в СССР карьера давалась членам партии. Поэтому, если тебе не нравилась советская идеология и ты не хотел врать и вступать в партию, приходилось отказываться от социальной и гражданской жизни в пользу личной и узкопрофессиональной. Опоздавший к началу разговора Николай вдруг возмутился: "А сейчас что, лучше что ли?" Пожалуй, это был единственный вопрос, по которому у моих школьников не возникло расхождений: они считают, что сегодня у них точно так же нет свобод, как и у их родителей при СССР. Тут и включилась моя "училка":
— То, о чем мы сейчас говорим, будет опубликовано. Тридцать лет назад это было бы невозможно. Не значит ли это, что мы уже не в СССР? — спрашиваю.
— Был самиздат! — Даниил всеми методами защищает советскую систему.
— У нас все-таки не самиздат, — я почти обиделась. — А довольно большой тираж и высокая посещаемость на сайте.
— А если бы мы стали говорить не о Советском Союзе, а о том, что происходит сейчас, вы бы ни за что не смогли это опубликовать. Давайте ругать Путина! Путин плохой, — экзаменовал меня Николай. — А можно про Медведева? Он врет. Он все время врет. Говорит, что к 2012 году мы победим коррупцию. Часа три в день у него уходит на ложь, это точно.
Последнее, что я хотела выяснить: какое отношение история СССР имеет к этим мальчикам. "Нам говорят: вот, вы не жили в СССР и ничего не понимаете. Но на самом деле все осталось так же, только нам теперь можно носить цветную одежду и кричать. Политическая элита осталась, экономика осталась. В СССР я был бы так же недоволен, как и сейчас", — говорит Никита. Почему-то его никто не перебивает. Советская ментальность, боязнь власти, сами люди, которые стоят у власти, — перечисляют мне школьники доставшееся им советское наследие. Спрашиваю, как от этого наследия избавиться? Этот вопрос не вызывает никакого энтузиазма. Тогда до меня вдруг доходит. И я прошу поднять руки тех, кто собирается жить в этой стране. Из одиннадцати человек — трое. Ярослав собирается поступить на госуправление, чтобы менять страну "сверху". Еще двоих все и так устраивает. "Патриота" Даниила среди них нет. "Я собираюсь вернуться потом, — говорит он. — Поучиться, поработать пару лет и вернуться. Я по-любому буду жить в России. Но через какое-то время".
Разговор фактически закончен. Скоро я поеду в Вильнюс, Минск, Киев и Тбилиси, чтобы и там разговаривать со старшеклассниками о Советском Союзе. Я благодарю своих собеседников, но они не двигаются, и я начинаю судорожно соображать, какие волшебные слова мне нужно сейчас сказать: "урок закончен"? И вдруг Даниил громко произносит: "Сейчас ты можешь достать все: деньги, секс, наркотики. Но не можешь получить самого главного — великой идеи, ради которой стоит жить. Оценивая СССР, каждый выбирает, что ему больше нравится: великая идея или мещанское счастье". С Даниилом согласен даже Никита.
Вильнюсские школьники обсуждают СССР
В продолжение своего небольшого исследования, как старшеклассники бывших советских республик воспринимают СССР, я приехала в самую старую школу Вильнюса, гимназию Витаутаса Великого, что в Старом городе, рядом с огромным собором Святого Казимира.
Пока мы идем к старшеклассникам, директор госпожа Дануте Пуховичене и учительница русского языка госпожа Анна Янкелевич рассказывают, что в гимназии большой конкурс. И что советский период отечественной истории гимназистам "дают в большом объеме" и, прежде всего, по документам.
Разговор начали с дат. "Для России СССР начался в 1917 году и существовал до начала 1990-х годов. Для Литвы — с 1944 года. Это был второй этап советизации", — таков первый ответ Адомаса и Айвараса, которые сидят ко мне ближе всего. Они и потом будут давать один ответ на двоих, то хором, то дополняя друг друга. После некоторого замешательства (эти дети явно воспринимают ситуацию как тестирование, которое можно провалить) Лукас выдает точные даты: "10 октября 1939 года был подписан акт о взаимопомощи Литвы и СССР. 11 марта 1990 года Литва вышла из Советского Союза". Потом я узнаю, что 11 марта — нерабочий день в стране, праздник Восстановления независимости Литвы.
Никто не назвал ни 1922 года (формальное начало СССР, тогда еще без Прибалтики), ни 1991-го, что, впрочем, и неудивительно.
Как начался советский период для Литвы? Несколько человек одновременно дают быстрый и жесткий ответ: "Оккупация". В самом конце гимназисты еще добавят: "Литовцы хотели вернуть Вильнюс". А директор подытожит: "Цена Вильнюса — 50 лет оккупации". Но пока мы переключаемся на сочинение истории.
Мое предложение рассказать об СССР марсианам вызывает совершенно школярский смех. Сочетание с идеальной дисциплиной, поднятыми ...
Комментарии
(2)#Последние комментарии на сайте