14.10.2025
Новости компаний, пресс- и пост-релизы

Засыпать и просыпаться под гул взлетающих или идущих на посадку самолетов — удовольствие сомнительное. Разве что относительно невысокие цены на жилье могут сподвигнуть на покупку квартиры в доме, соседствующем с аэропортом. Однако риски жильцов не ограничиваются плохим самочувствием из-за отсутствия тишины: значительна часть таких новостроек возводится несанкционированно. Власти, ранее игнорировавшие этот процесс, теперь пытаются его остановить. Результат закономерен: количество судебных споров вокруг таких проектов стремительно растет. По мнению адвоката Олега Сухова, по накалу страстей скандалы вокруг проектов хаотичной застройки приаэродромных территорий вскоре смогут сравниться с конфликтами, связанными со сносом нелегально построенных малоэтажных жилых комплексов.

Либеральные нормы гражданского и градостроительного законодательства, в сочетании с несформированным земельным кадастром и отсутствием документов территориального планирования, позволили застройщикам не только оформить в собственность десятки тысяч гектар земли, расположенных в окрестностях крупных аэропортов, но и запустить их в хозяйственный оборот. Сначала такие территории активно застраивались коттеджами и коммерческой недвижимостью — магазинами, автозаправками и пр. Однако в последнее время вокруг взлетно-посадочных полос стали стремительно размножаться многоквартирные многоэтажные дома. Масштабы приаэропортового девелопмента в Подмосковье впечатляют. Так, в окрестностях крупных московских аэропортов (Внуково, Домодедово, Шереметьево) в активной стадии строительства находится более 1 млн кв. м многоквартирных жилых домов. Такие проекты сосредоточены в Ленинском, Домодедовском, Наро-Фоминском, Одинцовском, Солнечногорском и ряде других районах Московской области.

Как правило, квартиры в новостройках рядом с аэропортами предлагаются по весьма привлекательным ценам. Для многих покупателей экономичного жилья предоставленный застройщиком дисконт является убедительным аргументом — даже в том случае, если многоэтажка возводится в зоне шумового воздействия, либо вообще в траектории взлета/посадки и маневрирования самолетов. Между тем, покупка жилья в таких проектах рискованна не только из-за рисков дискомфорта от авиационного шума (более 65-80 дБА, что почти в два раза превышает допустимые значения для жилых помещений), плохой экологии приаэропортовых территорий, но также высокой вероятности административных и судебных разбирательств. Причиной их возникновения могут стать нестыковки между гражданским, градостроительным законодательством и нормами, регламентирующими безопасность авиаполетов и использования воздушного пространства.

В частности, Воздушный кодекс предписывает осуществлять строительство любых объектов в пределах приаэродромной территории исключительно по согласованию с собственником аэродрома. Приаэродромная территория определяется по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов — окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.

Между тем, как показывает практика, абсолютное большинство строительных проектов, которые реализуются в 30-километровой зоне от аэродромов, визы авиационного начальства не имеют. Этот несущественный, на первый взгляд, нюанс в последнее время все чаще становится формальным поводом для замораживания даже масштабных строек. Так, по искам транспортной прокуратуры уже приостановлено строительство нескольких жилых комплексов в окрестностях московских и региональных аэропортов. Ранее выданные разрешения на строительство аннулированы. Более того, в некоторых случаях надзорные органы добиваются сноса построек. В свою очередь, застройщики безуспешно пытаются оспорить судебные решения в вышестоящих инстанциях, либо согласовать проекты с дирекцией аэропортов.

Застройщикам, уличенным в игнорировании требований федерального законодательства, грозит лишь административная ответственность и штраф в размере до 300 тыс. рублей. А вот финансовые и моральные потери дольщиков из-за приостановки строительства и возможного демонтажа жилья могут оказаться существеннее. Я бы порекомендует покупателям жилья новостройках, расположенных в 30-километровом радиусе от аэропортов (в зонах с особыми условиями использования) тщательно проверять пакет разрешительной документации и выяснять, санкционировано ли строительство авиационным начальством.

В целом же нормы строительства в приаэродромных территориях надо ужесточать. Месторасположение земельного участка в пределах приаэродромной территории аэропорта является существенным обстоятельством, возникающим в связи с выдачей и получением разрешения на строительство. До сих пор застройка велась весьма хаотично. Причем, не столько по вине девелоперов, но также и властей, которые абстрагировались от этого процесса. Крайне важно синхронизировать градостроительное законодательство с федеральными правилами, регламентирующими работу авиации, чтобы не создавать почву для затяжных судебных конфликтов.

При размещении активная ссылка и указание автора обязательны!
Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00
Росреестр, логотип

Росреестр подготовил дайджест законодательных изменений в сфере земли и недвижимости за III квартал 2025 года

В дайджест вошли: Федеральные законы № 243-ФЗ (от 23.07.2025), № 295-ФЗ (от 31.07.2025), Постановление Правительства РФ № 1165 (от 04.08.2025), Приказ Росреестра № П/0237/25 (от 01.07.2025).
00
БЦ N’ice Tower, ул Скотопрогонная

Бизнес-центр с эксплуатируемой кровлей построят в Нижегородском районе

Выдано разрешение на строительство делового центра N’ice Tower. Девелопером проекта выступает ГК «Колди». Объект высотой от 13 до 21 этажа возведут в Нижегородском районе по адресу: ул. Скотопрогонная, з/у 31 А.
00
ЖК Headliner

В Пресненском районе в ЖК Headliner строится новый бизнес-центр

Новый административно-деловой объект общей площадью почти четыре тысячи квадратных метров появится на территории жилого комплекса Headliner в Шмитовском проезде. Девелопером проекта выступает группа компаний «КОРТРОС».
00
Склад класса B+ в Балашихе

Invest7 помог китайскому дистрибьютору коммерческих автомобилей Baoda арендовать склад в Балашихе

Китайская компания Baoda, один из крупнейших в мире дистрибьюторов коммерческого транспорта FAW Jiefang, арендовала склад класса B+ площадью 4700 кв. м в Балашихе. Консультантом сделки выступила компания Invest7.
00
NF Group

Рынок элитных новостроек Москвы обновил исторический максимум: средний бюджет предложения превысил 300 млн рублей

Средний бюджет предложения в сегменте элитных новостроек Москвы за год вырос на четверть и впервые превысил отметку в 300 млн рублей, достигнув рекордных значений для рынка.
00
ЖК Золотой квартал / Quartier d’Or, интерьер

Чек-лист по выбору элитной недвижимости для передачи по наследству

Эксперты компании Rariteco подготовили десять рекомендаций о том, как выбрать подходящий объект (или объекты), который сохранит свою ценность и станет частью вашего возможного наследия.
00
Авито, логотип портала

В сентябре квартиры для долгосрочной аренды в среднем сдавались за неделю

Специалисты технологической платформы «Авито Недвижимость» подвели итоги сентября 2025 года на рынке долгосрочной аренды жилья России на основе своих данных.
00
VSN Group, логотип группы

VSN Group: на рынке жилья растут продажи

В сентябре 2025 г. на первичном рынке жилой недвижимости в границах старой Москвы в сегментах «комфорт» и «бизнес» было реализовано 5,5 тыс. квартир и апартаментов (по дате подписания ДДУ). Это на 9% больше в лотах и на 13% - в квадратных метрах, чем в августе.
10
Метриум Групп, логотип компании

Итоги III квартала 2025 на первичном рынке высокобюджетного сегмента Москвы

Аналитики компании «Метриум» подвели итоги III квартала 2025 года на первичном рынке элитного и делюкс-класса Москвы. Объем предложения за снизился на 3%. Средневзвешенная цена квадратного метра составила 2,37 млн руб. (+0,3% за квартал, +18% за год).
00
Ricci логотип

Каждая вторая проданная квартира в Москве относится к бизнес-классу

По итогам III квартала 2025 года бизнес-класс укрепил свои лидирующие позиции на столичном рынке жилой недвижимости, обеспечив 57,2% всего спроса в границах МКАД.
00
БЦ Mount, Боровское шоссе, вл. 2

Началось строительство делового центра Mount в районе Солнцево

Компания FORMA приступила к строительству бизнес-центра Mount на западе столицы по строительному адресу Боровское шоссе, вл. 2. Общая площадь делового комплекса составит почти 39 тысяч квадратных метров.
00
ЖК Level Мичуринский, ул. Озерная, д. 1, к. 2

Завершена передача ключей от квартир в трех корпусах жилого комплекса на Озерной улице

Девелопер Level Group завершил передачу дольщикам ключей от квартир в трех корпусах, входящих в состав жилого комплекса в районе Очаково-Матвеевское. Объект расположен на западе столицы по адресу: ул. Озерная, д. 1, к. 2.
00
БЦ «Константа» в Санкт-Петербурге

Институт промышленной безопасности арендовал этаж в бизнес-центре «Константа»

Институт промышленной безопасности, охраны труда и социального партнерства (ИПБОТСП) целиком арендовал третий этаж (1,5 тыс. квм.) в бизнес-центре «Константа». Консультантом сделки выступила компания Bright Rich | CORFAC International.
00
Гринфилд — уникальный проект Villagio Estate на 112 га в глубине живописного леса, всего в 23 км от МКАД по Новой Риге

На рынке элитной загородной недвижимости Подмосковья появился новый тренд

На протяжении двух лет на рынке элитной загородной недвижимости Московской области наблюдается устойчивый тренд: дома в элитных поселках клиенты приобретают по цене земельных участков для последующего их сноса.
00
ЦДС Dreamline 2.7-2.8

Открыты продажи в двух последних корпусах ЖК ЦДС Dreamline

Группа ЦДС открыла продажи в корпусах 2.7 — 2.8 концепт-квартала ЦДС Dreamline, расположенного на севере Приморского района Санкт-Петербурга. Срок ввода в эксплуатацию — 3 квартал 2027 года.
Или войти с помощью: