Рынок покупателя заставил риэлторов добиваться максимального эффекта от своей деятельности. Многие компании вспомнили золотое правило: надо делиться. В результате количество совместных сделок с разделом комиссионных снова растет. Во время десятилетнего подъема о совместных сделках во многих сегментах рынка недвижимости не шло и речи. Несмотря на то, что правила проведения подобных операций в Петербурге «расписаны» в профессиональных стандартах Ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга и Ленобласти (АРСПб и ЛО), им мало кто следовал. Тотальное несоблюдение правил игры привело к тому, что риэлторы в последние годы стремились уходить от сложных задач в пользу простой работы «от продавца»: найти объект, выставить его на продажу, получить комиссионные, и – забрать их.
Вспомни о хорошем
Эта проблема, считавшаяся сугубо профессиональной, важна и для клиентов: статистика утверждает, что три четверти жителей Петербурга решают свой жилищный вопрос посредством встречных покупок с доплатами. И им не выгодно платить всем посредникам, которые выстраивают сделку. Совместная работа агентств недвижимости подразумевает, что риэлтор – представитель продавца и риэлтор – представитель покупателя не берут с клиента двойной платы за свои услуги, а делятся комиссионными. По сути, специалист, представляющий интересы собственника-продавца, заинтересован в том, чтобы как можно быстрее продать объект. Поэтому он отдает часть вознаграждения риэлтору из другого агентства – которое нашло покупателя. В итоге клиент, пожелавший купить-продать недвижимость, заплатит за работу только одному посреднику.
Однако это – идеальный вариант. На практике выходит по-другому. В последние годы риэлторы, представляющие интересы продавца, практически не делились с другими агентствами: при постоянном росте цен на недвижимость проблем с реализацией объекта не было. Операции купли-продажи, особенно с квартирами эконом-класса, совершались достаточно быстро. Как правило, агент продавца при совместной сделке мог просто уступить часть суммы по своему усмотрению риэлтору противоположной стороны. Хотя зачастую не выполнялось и это условие: каждое из агентств, которые участвовали в цепочке, получало свои комиссионные с клиентов и ни с кем не «дробило» вознаграждение.
Деньги за скорость
С осени прошлого года ситуация изменилась. «Покупатели нынче «в цене», – говорит генеральный директор агентства недвижимости «Бекар» Сергей Козлов. – Поэтому для того, чтобы продать объект, приходится делиться с коллегами. Разумный агент продавца готов делиться с агентом покупателя, часто даже поровну. Такая ситуация возникла с началом экономического кризиса. До этого совместных сделок на петербургском рынке недвижимости практически не существовало. О четком разделе комиссионных, допустим 50х50, речи не шло».
Состояние рынка способствует кооперации: качество и быстрота проведения сделки напрямую влияют на доход агента. Не пойдешь на компромисс – потеряешь клиента. Однако даже в такой ситуации многие риэлторы не спешат делиться «кровно заработанными» комиссионными. Не хотят делиться именно люди – агентства недвижимости могут декларировать что угодно, но зачастую позиции руководства и сотрудников фирмы по этому щекотливому вопросу существенно расходятся.
«Не только между разными компаниями, даже внутри одного агентства жесткие правила о разделе комиссионных 50х50 сейчас практически не действуют. Приоритет отдается специалисту, за которым закреплен объект, в зависимости от того, насколько плотно он «на нем сидит». Если агент уверен, что продавать его будет только он, то договориться о каком-либо разделе вознаграждения с ним практически невозможно», – объясняет генеральный директор агентства недвижимости «Акрополь» Геннадий Багрянцев.
В разные стороны
На желание агентств дробить комиссию влияет и сегмент рынка, в котором происходит сделка. Как отмечает Геннадий Багрянцев, в секторе жилой аренды практически все риэлторские компании готовы идти навстречу контрагентам при проведении совместных сделок. При операциях с коммерческой недвижимостью такое понятие на рынке тоже есть – слишком высока цена вопроса и сложна сделка. Договариваться о разделе ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте