17.10.2025
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
17.10.2025
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
17.10.2025
Материалы и оборудование

Одни аналитики оценивают рынок российского франчайзинга в 2 миллиарда долларов, другие - в 5 миллиардов, но точных цифр не знает никто, потому что в российском законодательстве понятия франчайзинг не существует, хотя на самом деле он есть и неплохо себя чувствует, если верить главному менеджеру Российской ассоциации франчайзинга Валерию Перкову, который отвечал на вопросы нашего корреспондента.

- Как можно охарактеризовать уровень развития франчайзинга в России?

-Мы недавно начали развивать бизнес вообще и франчайзинг в частности, поэтому у нас еще очень молодой, можно сказать, начинающий франчайзинг. Но развивается он довольно-таки быстро, хотя в Китае франчайзинг развивается значительно быстрее. Там много больше франшиз - как иностранных, так и национальных. Многие китайские компании даже уже стремятся выйти на российский рынок. Наши компании пока не могут похвастаться активной внешней экспансией, но на внутреннем рынке у них довольно крепкие позиции.

- Что препятствует и что способствует развитию франчайзинга в нашей стране?

- За долгие годы социализма у нас притупилось чувство собственности. В капиталистических странах у людей с детства воспитывается стремление к тому, чтобы завести собственное дело, сделать его прибыльным и передать детям. В нашем обществе пока такого психологического настроя не наблюдается. Возможно, прошло слишком мало времени, может, играет роль то, что бизнес можно не создавать с нуля, а приватизировать то, что осталось от социализма. Так или иначе, но наши люди в большинстве своем предпочитают получать, а не зарабатывать.

К тому же у нас еще не сложился так называемый средний класс, а ведь франчайзинг связан с определенными финансовыми затратами и с определенными знаниями в области бизнеса. Помните у Ильфа и Петрова в "Двенадцати стульях": "Не учите меня жить, лучше помогите материально". Вот так у нас рассуждают многие предприниматели. Франчайзинг связан с определенной стандартизацией: в области ведения бизнеса, в области технологий. Франчайзер (компания, которая передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы) требует, чтобы франчайзи (покупатель франшизы) обязательно выполнял все его инструкции и делал все так, как делает он сам. У нас же франчайзи в первую очередь начинает думать, что учитель ошибается и можно сделать лучше. Если в США предприниматели с открытым ртом слушают преподавателей, инструкторов и потом в точности выполняют их рекомендации, то у нас люди норовят забежать вперед и думают, как бы это все переделать на свой лад, а не о том, как правильно соблюдать стандарты.

Это серьезное психологическое препятствие на пути развития франчайзинга.

И тем не менее франчайзинг в России имеет огромные перспективы, потому что у нас в стране имеются колоссальные возможности и она нуждается в развитом, эффективном бизнесе как в области торговли и сферы услуг, так и в производстве.

Я уже девять лет работаю в ассоциации и вижу, что все больше людей интересуется приобретением франшиз, старается понять, в чем плюсы и минусы франчайзинга. Если, скажем, несколько лет назад далеко не каждый предприниматель знал, что это такое, то сейчас они уже все знают и решают, как к этому подступиться.

- Как кризис сказался на рынке франчайзинга?

- Кризис, конечно, оставил свой след, но при этом хочу отметить, что почти все компании, работающие на условиях франчайзинга, продолжают свою деятельность. Да, где-то есть снижение продаж и доходов, но самое неприятное уже позади. Больше всего пострадали франчайзеры-риелторы, а также другие компании, которые были теснейшим образом связаны с банковскими кредитами. Те же компании, что были в меньшей степени связаны с банками, устояли и благополучно работают. Где-то в конце прошлого года продажи упали процентов на 10, но в этом году доходы уже повысились и в некоторых случаях даже превзошли прошлогодние уровни. Правда, далеко не везде. Скорость продажи франчайзинга в целом все-таки снизилась, если компания планировала продать 15-20 франшиз за год, то продаст 10-15.

- Устраивает ли вас существующее законодательство участников рынка, или нужно что-то менять?

- Лишь немногие участники рынка считают, что ничего не нужно менять и пусть будет все так, как есть. Большинство же полагают, что законодательство нужно менять, и менять полностью. Наша деятельность сейчас регулируется главой 54 Гражданского кодекса, которая регламентирует, что можно и что нельзя делать франчайзерам и франчайзи. В большинстве стран такого нет, зато там есть требование раскрытия информации, там франчайзер сообщает всю информацию о франшизе, для того чтобы франчайзи смог аргументированно принять решение о ее покупке. Такой подход, конечно, лучше того, что есть в нашем законодательстве. В главе 54-й много таких вещей, которые тормозят развитие франчайзинга. Это прежде всего регистрация договоров коммерческой концессии. Зачем это нужно, никто не может объяснить. Большинство компаний относятся к этому как к пустой формальности. Помощи Роспатента тоже нет, как показывает судебная практика. У одной компании - франчайзера, была тяжба с франчайзи, и ей требовалась помощь Роспатента, но она не была оказана, и только Высший арбитражный суд смог восстановить справедливость.

Так вот законодатели, на наш взгляд, должны всерьез заняться тем, чтобы в законе были четко прописаны требования прозрачности информации о франшизе и о франчайзере. Все-таки франшиза - это товар, и по Закону "О защите прав потребителей" любой продавец обязан предоставлять всю информацию о товаре, с тем чтобы покупатель сознательно приобретал тот или иной товар.

- Каковы перспективы развития франчайзинга в России?

- Если мы все-таки добьемся того, что будет принято другое законодательство, то мы уже сможем и анализировать, и контролировать, и даже влиять на развитие франчайзинга в большей степени, нежели сейчас. Сейчас же большинство компаний-франчайзеров, по сути дела, ушли в подполье, то есть они не называют договор продажи своего продукта договором франчайзинга, потому что даже такого понятия в нашем законодательстве еще нет, но они не называют договор договором коммерческой концессии, как это названо в главе 54 Гражданского кодекса. Они просто уходят от этой ненужной регистрации, и их можно понять.

Изменение законодательства в лучшую сторону позволит нам сделать существенный количественный и качественный скачок. Догонять и перегонять Америку мы, конечно, не будем, но прогнозы весьма оптимистичны.

- В каких отраслях франчайзинг получил наибольшее развитие?

- У нас процентное соотношение примерно такое же, как в США и в других развитых странах. Больше всего франчайзинг получил развитие в розничной торговле - это порядка 40 процентов рынка. 20 с небольшим процентов - это сфера питания. На третьем месте сфера услуг, в том числе торговля недвижимостью и консалтинг. И на последнем месте, увы, сфера производства. Хотя именно в этой сфере спрос на франшизы весьма велик. Люди приобрели какие-то производственные помещения или производственные мощности и хотят выпускать продукцию, но соответствующих франшиз на рынке пока очень мало.

- Какова доля российских и зарубежных участников рынка?

- Лет шесть назад 75 процентов рынка занимали иностранные компании. Сейчас на рынке установился паритет, ну, может быть, чуть больше зарубежных компаний.

При размещении активная ссылка и указание автора обязательны!
Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00
CORE.XP логотип

Новые факторы капитализации жилых проектов в 2025 году

Аналитики жилого направления CORE.XP провели исследование, чтобы узнать о динамике капитализации жилых проектов в 2025 году и новых принципах формирования стоимости жилья после ввода в эксплуатацию.
00
NF Group

Запрашиваемые ставки аренды офисов класса B в Санкт-Петербурге за год выросли на 24% – до 1,9 тыс руб за квм

К началу октября 2025 года на петербургском рынке офисной недвижимости наибольшие темпы годового роста демонстрируют ставки аренды офисов класса B (+24,2%).
00
Метриум Групп, логотип компании

Осеннее оживление – спрос на новостройки показал уверенный рост в III квартале 2025 года

По наблюдениям экспертов «Метриум», которые проанализировали последние данные Росреестра Москвы, сентябрь показал рост по всем ключевым метрикам как в годовом, так и в месячном выражении.
00
Складской комплекс класса А «Коледино»

Производитель корейской косметики при поддержке Invest7 арендовал крупный склад класса А в «Коледино»

Компания из Владивостока, производитель и дистрибьютор корейской косметики, арендовала помещение площадью более 2 800 квм. в складском комплексе класса А «Коледино» на юге Москвы. Сделку сопровождали консультанты компании Invest7.
00
МФК LAKES, ул. Озерная, вл. 42

Зеленую зону с велопарковками обустроят возле многофункционального комплекса LAKES в Очаково-Матвеевском

В рамках благоустройства территории МФК LAKES в районе Очаково-Матвеевское планируется провести комплексное озеленение и установить велопарковки. 19-этажное здание строится по адресу: ул. Озерная, вл. 42 (ЗАО).
00
Объединенное Кредитное Бюро (ЗАО «ОКБ»), логотип компании

Итоги ипотечного кредитования в сентябре 2025 года

За месяц банки выдали 84,02 тыс. ипотечных кредитов на 361,27 млрд руб. В годовом отношении количество выдач осталось практически без изменений, объем вырос на 2%.
00
Строительство дома - построено несколько этажей, рядом стоит кран

Как правильно выбрать пустотные плиты перекрытия для дома

Рассматриваются ключевые аспекты выбора пустотных плит перекрытия. Описывается расшифровка маркировки ПК, расчетные нагрузки и правила визуального осмотра изделий при доставке на строительный объект.
00
Мобильный склад для этилового спирта и фармсубстанций

Этиловый спирт - классификация и хранение

Этиловый спирт является одним из наиболее распространенных химических веществ в промышленности, медицине и пищевом производстве. Правильная классификация данного вещества критически важна для обеспечения безопасности при транспортировке.
00
Бизнес-парк «Сколково»

в Можайском районе построили новые здания административно-торгового комплекса «Бизнес-парк «Сколково»

В Можайском районе на западе Москвы завершили второй этап строительства первой очереди многофункционального административно-торгового комплекса «Бизнес-парк «Сколково». Адрес объекта Сколковское шоссе, дом 43.
00
Метриум Групп, логотип компании

Итоги III квартала 2025 года на первичном рынке новостроек Московской области

Объем предложения за квартал сократился на 5%. Средневзвешенная цена квадратного метра составила 204 610 рублей (+4% за квартал, +8% за год). Было заключено 10,9 тыс. ДДУ (+14% за квартал, +20% за год).
00
ЖК Skolkovo ONE осень 2025

Компания IKON Development приступила к передаче ключей от квартир в ЖК Skolkovo ONE

Три монолитно-кирпичных дома на 676 квартир построены в поселке Заречье на территории городского округа Одинцово, рядом с Мещерским парком. Общая площадь новых корпусов составляет более 44 тыс. кв. метров.
00
КРТ: 1-я Владимирская улица, владение 18А

По проекту КРТ на 1-й Владимирской улице появится жилье для программы реновации

Участок размером 0,52 гектара находится в районе сложившейся застройки по адресу: 1-я Владимирская улица, владение 18А. Здесь будет построено жилье общей площадью около 18,2 тысячи квадратных метров.
00
NF Group

Средняя площадь лота на вторичном рынке элитного жилья Санкт-Петербурга в 1,5 раза больше, чем на первичном

По итогам III квартала 2025 года средняя площадь элитных квартир и апартаментов на вторичном рынке Санкт-Петербурга снизилась за год на 14 квм. (-7%) и составила 182 квм. На первичном рынке этот показатель равен 125 квм.
00
Управление Росреестра по Москве, логотип ведомства

Итоги трех кварталов на первичном рынке столичной недвижимости

Всего в январе-сентябре 2025 года в столице зарегистрировано 84 595 ДДУ. Это на 14,8% меньше чем за 9 месяцев 2024 года (99 250) и на 25,8% уступает аналогичному периоду 2023 года (113 970 ДДУ).
00
Дарья Туркина, архитектор и руководитель архитектурного бюро BOHAN Studio, на IV Форуме дизайнеров интерьера

Форум 100+ TechnoBuild и IV Форум дизайнеров интерьера в Екатеринбурге. Архитектура и дизайн, как искусство взаимодействия с материалом

Архитекторы, дизайнеры и поставщики обсудили, как разные подходы к выбору материалов помогают создавать уникальные жилые и общественные пространства.
Или войти с помощью: