Скачать программу
Сегодня 13:30
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
Сегодня 12:32
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
Сегодня 11:48
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
Заявка на обслуживание
Заявка на обслуживание Отправьте свою заявку на Realto.ru
и вам помогут наши сотрудники
или партнеры портала

Московские владельцы бизнес-центров разделились на две части. Счастливые обладатели востребованных зданий уже имеют возможность повышать арендные ставки, в некоторых из них цены с начала года выросли на 20-25%. А собственники пустующих офисных зданий идут на большие уступки, чтобы привлечь арендаторов. Для них вопрос «как сделать бизнес-центр максимально привлекательным для арендаторов» особенно актуален.

От чего зависит популярность бизнес-центра? Прежде всего, от того, насколько правильно была составлена его концепция. «На московском рынке очень мало действительно продуманных бизнес-центров с грамотной концепцией, которые могли бы удовлетворить западного институционального инвестора. Качественный продукт на рынке практически отсутствует, подобных зданий в Москве не более десятка», - считает заместитель директора, начальник отдела по работе с владельцами офисных помещений Jones Lang LaSalle Александр Аверкин.

При разработке концепции центра важна каждая деталь. В первую очередь, владельцы площадки должны оценить местоположение будущего здания, его транспортную и пешеходную доступность, прилегающую инфраструктуру и особенности района. Большое внимание уделяется близлежащим бизнес-центрам и их классу, однородности окружения. Объекты класса А не строятся обычно по соседству с офисными зданиями класса C. «Если станция метро дальше 15-20 мин ходьбы пешком от здания, то собственнику объекта класса A и B необходимо предусмотреть шаттл-басы», - говорит директор департамента брокериджа NAI Becar Денис Карцев.

Ещё важно, чтобы бизнес-центр выгодно выделяется на фоне окружающей застройки ярким фасадом, который притягивал бы к себе взгляд и запоминался своей яркостью, как например бизнес центр на Рязанском проспекте с оригинальным названием «Хамелеон».

Сильно влияет на востребованность офиса грамотно решенный вопрос парковки. Правильный парковочный коэффициент: 1 машиноместо на 75 кв. м для объектов в зоне Садового кольца, и 1 машиноместо на 60 кв. м за его пределами.

Вам shell&core или с отделкой?

За последний год рынок привык, что офисы сдаются с отделкой, - говорит управляющий партнер компании Kingsland Денис Евсеев. - С отделкой сдается более 80% помещений, однако постепенно восстанавливается интерес и к офисам shell&core. Сегодня при сдаче в аренду помещение формата «shell&core» арендодатель обычно предлагает дисконт, который может доходить до 30-40%.

Небольшим компаниям, арендующим 50-150 кв. м, можно предложить типовую отделку, но с крупными арендаторами дизайн и материал обычно согласовывается.

Кроме того, арендаторы обращают внимание на качество материалов, использованных при оформлении фасада, отделке зон общего пользования – лобби, рестораны, кафе, холл, ландшафтный дизайн, внутренняя и внешняя навигация. Доказать серьезный подход к проекту помогает отчет по использованным материалам в отделке – который собственник может предоставить потенциальным арендаторам в момент переговоров.

Немаловажна и планировка помещений. Иностранные компании предпочитают организованное по западной системе пространство, где по периметру помещения рядом с окнами выстроены столы, а посередине переговорные комнаты, - говорит Денис Карцев.

Удачным считается помещение, когда глубина этажа позволяет делать свободные, геометрически правильные планировки. Этаж должен быть запроектирован так, чтобы он делился на удобные, хорошо освещенные участки, одновременно не создавая десятков метров дополнительных эвакуационных коридоров, за которые придется платить арендатору, что может существенно снизить для него привлекательность сделки, рассказали в пресс-службе компании COALCO.

Многие компании в период кризиса стали осторожны и отказались от избыточных площадей, которые раньше арендовали с прицелом на развитие. Упал спрос на офисные блоки большой площади, и 2000 кв. метров, например, сегодня тяжело сдать одному арендатору. Изначально, при проектировании, владельцу здания нужно предусмотреть возможность деления на более мелкие блоки, которые всегда востребованы арендаторами, что ранее упускали многие девелоперы, - говорит Александр Аверкин.

Согласен с этим управляющий директор по коммерческой недвижимости компании Blackwood Дэвид О’Хара. Он считает, что основным спросом у арендаторов сегодня пользуются блоки размером от 500-1500 кв. м. Основные требования к таким помещениям - небольшая глубина этажа для достаточного естественного светового фона (не более 16-18 м от окна до окна). В связи с этим многие объекты класса «В», особенно перепрофилированные в бизнес-центры промышленные либо административные здания, не подходят ряду арендаторов за счет неудобной планировки.

Для помещений мелкой нарезки - блоки по 200 кв. м и менее - возникают дополнительные сложности, связанные с навигацией внутри здания и отделением офисных помещений внутри бизнес-центра.

Клиент работает на имидж

Одна из частей продуманной концепции бизнес-центра – правильный подбор арендаторов. «Владельцы зданий, использовавшие профессиональный подход к пулу арендаторов, значительно меньше пострадали от кризиса, - говорит Денис Евсеев. Они изначально были ориентированы на якорных арендаторов, на компании с историей, которые могли обеспечить репутацию объекту и работали на его имидж. Договоры обычно составлялись на длительный срок в 4-5 лет и предусматривали для арендаторов высокие штрафы или потерю депозита в случае расторжения контракта. Депозиты могли доходить до суммы аренды за год».

В концепции бизнес-центра должна быть продумана инфраструктура самого здания, предусмотрена организация корпоративного питания, кафе ресторанного типа, банкомат, рекреационные зоны ожидания, кофейные аппараты, отделение банка. Желательно, чтобы большие офисные блоки были оборудованы кухней. Снижение зарплат не позволяет всем сотрудникам питаться в кафе и ресторанах комплекса, а возможность выпить чай с домашним бутербродом даст дополнительный привлекательный фактор в глазах сотрудников компании-арендатора, - добавляет президент инвестиционной группы Sesegar Ирина Жарова-Райт.

Немаловажную роль играет управляющая компания. В практическом плане наличие профессионального управляющего способно поднять стоимость аренды на 5-7%, причем это значение прямо пропорционально уровню здания: чем выше класс, тем большее значение придается профессионализму управляющего. По мнению экспертов, управляющая компания помогает сократить и затраты собственника на объект на 30-40% за счет современных технологий. Удобнее, когда одна управляющая компания и управляет объектом и одновременно занимается его заполнением.

Грамотная рекламная компания с охватом ведущих профильных изданий помогает повысить имидж и статус объекта, а также знакомит с ним рынок. Кроме того, с помощью маркетинга, маленьких рекламных хитростей, нематериальных или малозатратных ходов можно заметно повысить привлекательность здания в глазах потенциальных клиентов.

Например, в бизнес-центре «Белая площадь» акцент в первую очередь делался на расположение и высокое качество здания. «Торговым арендаторам предлагали «билет на круизный корабль». В бизнес-центре «Белая площадь» около 4000 кв.м. торговых помещений и комфортная для посетителей территория с двумя площадями и фонтаном. На этой территории проводятся маркетинговые мероприятия и праздники (елки, концерты, школьные базары, цветочные ярмарки и т.д.) с целью привлечения посетителей к нашим торговым арендаторам. Кроме того, регулярно устраиваются неформальные мероприятия для различных профессиональных сообществ, чтобы помочь ресторанам-арендаторам найти своих клиентов», - рассказывают в компании COALCO.

Все заложено в цене

Цена, по мнению экспертов, остается основным фактором при принятии решений, перед заключением сделки клиент решает, насколько договор аренды выгоден сейчас и будет выгоден в ближайшие несколько лет.

Если полгода-год назад ставка в классе А начиналась от $400-450 за кв. метр, то сейчас такие предложения - редкость, - отмечает Александр Аверкин. В качестве примера эксперт приводит бизнес-центр Nord Star. Во II-III кварталах прошлого года ставка аренды в этом комплексе была на уровне $400 за кв. м, сейчас она начинается от $550-600 за кв. м. Хотя на рынке, отмечает эксперт, еще остались предложения бизнес-центров на выгодных для арендатора условиях. Например, в бизнес-центре Даймонд Холл на Олимпийском проспекте, Центре Международной торговли (фаза 3), бизнес-центр «Домников» все еще можно арендовать офисные площади по ставке в 2-2,5 раза ниже докризисного уровня.

В качестве концептуальных бизнес-центров эксперты назвали:

БЦ«Белая площадь» на Лесной улице

БЦ «Аврора» на Садовнической набережной

БЦ Nord Star на Хорошевском шоссе.

Источник:

При размещении активная ссылка и указание автора обязательны!
Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00
Росреестр

За неделю Росреестр обработал почти 560 тыс. заявлений на учетно-регистрационные действия

Общее количество заявлений на учетно-регистрационные действия, поступивших в территориальные управления Росреестра за рабочую неделю с 3 по 7 августа, составило 542 103, что на 4,5% больше, чем неделей ранее, и на 3,8% больше, чем за аналогичный период июля. В среднем в Росреестр ежедневно поступало 108,4 тыс. заявлений на учетно-регистрационные действия.
00

Жители Новой Москвы смогут благоустроить пространства рядом с домом

В ТиНАО разрешат проводить благоустройства частных участков, которые граничат с особо охраняемыми зелеными территориями, при условии сохранения существующей природной среды.
00
Россельхозбанк логотип

Количество ипотечных заявок на жилье у моря снова идет вверх, Сочи сохранил статус курорта с самой востребованной и дорогой недвижимостью в Краснодарском крае

Россельхозбанк проанализировал собственную статистику ипотечного кредитования в Сочи, Анапе, Геленджике и Новороссийске за первые 7 месяцев 2020 и 2019 гг.
00
Интеко логотип

«ИНТЕКО» получила разрешение на строительство второй очереди West Garden

Компания «ИНТЕКО» получила разрешение на строительство второй очереди жилого комплекса бизнес-класса WestGarden, возводимого в столичных Раменках. Соответствующий документ выдан застройщику Комитетом государственного строительного надзора города Москвы.
00
Сбербанк лого

Сбербанк и Московская биржа начали расчет индекса московской жилой недвижимости

Сбербанк и Московская биржа начали расчет и публикацию Индекса московской жилой недвижимости. Индекс рассчитывается на основании данных ДомКлик (входит в экосистему Сбербанка) о реальных ипотечных сделках Сбербанка.
00

Более 70 тысяч многодетных семей с ипотечным кредитом получили поддержку государства

Более 71,7 тысяч российских семей, в которых в период с 1 января 2019 года родился третий и последующий ребёнок, смогли получить господдержку в размере до 450 тысяч рублей на погашение части ипотечного долга. Оператором программы выступает компания ДОМ.РФ.
00
AFI Development

AFI Development: ЖК «Одинбург» в TOP рейтинга Одинцово по стоимости жилья

По исследованиям подмосковных риэлторов, в ЖК «Одинбург» от AFI Development стоимость квадратного метра одна из минимальных по Одинцово. Купить квартиру здесь можно по цене в 110 тыс. руб./кв.м при средней стоимости новостроек в городском округе – 121 тыс. руб./кв.м.
00
Росреестр

Росреестр подвёл итоги реализации «лесной амнистии» по состоянию на 1 июля 2020 года

«Лесная амнистия» направлена на защиту правообладателей и применение мер по экологической защите лесов. За период действия закона исключены дублирующие сведения о 42,5 тысячах лесных участках.
00
ГК "А101" лого

ГК «А101» открывает продажи в новом жилом комплексе «Прокшино» в 500 метрах от станции метро

ГК «А101» (входит в ПФГ САФМАР Михаила Гуцериева) открывает продажи в первых домах ЖК «Прокшино» - новом проекте Группы в Новомосковском округе Москвы. Проект реализуется на участке площадью 57,4 га в 500 метрах от станции метро «Прокшино» Сокольнической линии, в непосредственной близости от трассы Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе.
00
Группа Родина лого

Группа Родина: Открыта регистрация на вебинар в RDD с Камилом Гаджиевым

Группа Родина – девелопер Russian Design District (RDD) – сообщает об открытии регистрации на вебинар «Спорт в жизни цифрового поколения Z», который состоится 12 августа в 16.00. Гостем мероприятия станет партнер проекта – спортсмен мирового масштаба и президент международной организации Fight Nights Global Камил Гаджиев, под чьим руководством в кластере откроется академия единоборств Fight Nights.
00
Центр управления городским имуществом лого

Вторичное жилье от 6,5 млн рублей в районе Марьина роща выставили на аукционы

Двенадцать квартир на Октябрьском переулке можно приобрести на торгах. Аукционы пройдут 16 сентября. Об этом сообщили в Центре управления городским имуществом.
00

Дорожники готовят к сдаче участок трассы, соединяющий Щербинку и Южное Бутово

Строительство первого участка автомобильной дороги «Воскресенское – Каракашево – Щербинка», возводимой в Новой Москве, вступило на завершающий этап. Он позволит напрямую соединить город Щербинку со столичным районом Южное Бутово.
00
Метриум Групп, логотип компании

«Метриум»: Предложение премиальных новостроек на котловане упало на 74%

В I полугодии 2020 года предложение новостроек премиум-класса на начальном этапе строительства в Москве сократилось на 74%, подсчитали аналитики «Метриум». Доля квартир в премиальных новостройках на котловане составляет сейчас 9%, хотя в конце 2019 года такие варианты составляли треть предложения. Сейчас на раннем этапе на выбор у покупателей менее 240 квартир.
00

Одобрены проекты комплексного развития территорий в Коровино и Капотне

В рамках реализации проекта по комплексному развитию территорий инвестор вложит в редевелопмент трех участков промзон на севере и юго-востоке Москвы 24,6 млрд рублей. Соответствующее решение было принято на заседании Градостроительно-земельной комиссии города.
Или войти с помощью: