17.10.2025
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
17.10.2025
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
17.10.2025
Материалы и оборудование

Решение мэра Москвы Сергея Собянина передать привокзальные площади столицы в аренду компании «Российские железные дороги» (РЖД), с одной стороны, выглядит логично, а с другой - вызывает настороженность у специалистов аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости». Пока общественность не информировали, в каком виде и на каких условиях планируется эта сделка. Но от ее формы и деталей будет зависеть многое, что скажется далеко не только на распределении финансовых потоков среди «сильных мира сего».

Как смогут в этой ситуации поделить полномочия городские власти и РЖД, как организовать жизнь на привокзальных площадях – это москвичи и гости столицы быстро почувствуют на собственных кошельках и даже в какой-то степени возможно, шкуре.

Подготовить документы к 1 июля

Предварительную суть передачи в аренду РЖД привокзальных площадей информагентства и другие СМИ излагают кратко за неимением подробностей. Таковых как бы нет. Хотя программа их реконструкции разрабатывалась еще до 2008 г. при прежней московской администрации (см., например, статью от 18.08.09 «Как повлиял кризис на реконструкцию привокзальных площадей»). Правда, раньше упор делался на возведение крупных торговых центров, а теперь – на строительство парковок и улучшение транспортной доступности, в русле главной политической линии нового мэра.

Дата – 1 июля, к которой, как главный архитектор Москвы Александр Кузьмин доложил мэру, городские власти готовы передать все документы, – возникла не на пустом месте. К этому времени заканчиваются сроки многих договоров аренды предприятий торговли и обслуживания, разместившихся на привокзальных площадях. Соответственно, дальше арендодателем, видимо, будут выступать РЖД, которые и пересмотрят все договоры.

Собянин потребовал ускорить этот процесс, чтобы РЖД параллельно могли заниматься благоустройством территорий. Действительно, проблемы наведения порядка на вокзалах никуда не исчезли. Вокзалы в Москве остаются едва ли не самым грязным местом. И освободить вокзалы – хотя бы частично – от бродяг и бомжей явно не помешало бы.

Есть и другие направления «благоустройства». В каких направлениях оно может развиваться? Можно поразмыслить.

Облагораживание внешнего вида

Ремонт самих зданий вокзалов, скорее всего, после заключения договора аренды ляжет на бюджет РЖД. Это вроде финансовый выигрыш для бюджета Москвы, но неизвестно, в каком объеме и в какие сроки железнодорожники будут производить работы. Понятно, что Ленинградский вокзал им придется содержать в порядке, но это уже практикуется более 10 лет.

Судьба соседних Ярославского и Казанского плачевнее – на них родственники и знакомые высокопоставленных чиновников приезжают пореже. И если от Ярославского (совсем рядом с Ленинградским) попрошаек и гадалок милиция прогоняет, то от Казанского – через раз. И горы мусора у Казанского характерны по сравнению с относительной чистотой у Ленинградского.

Вряд ли РЖД будет разбивать на привокзальных площадях цветники – пространство понадобится для других целей.

Мелкая торговля

Ларьки и киоски суть предмет постоянного раздражения мэра Собянина. Они не являются органичной архитектурной частью застройки, вокруг них часто плодится грязь и мусор… Веских причин для раздражения много, и они понятны.

Но есть и вторая сторона дела. Можно провести мысленный (или реальный, если кто-то хочет убедиться) эксперимент. Войти в здание Ленинградского вокзала, зайти в любой из магазинчиков внутри зала ожидания и купить… Что угодно: бутылку минералки или банку пива – все равно. Потом выйти на площадь, повернуть направо, пройти под железнодорожным мостом и купить тот же товар в ларьке на углу. Вряд ли можно сильно ошибиться, предположив, что разница в цене составит минимум 20%.

Не стоит думать, что владельцы киосков на вокзалах такие жадные: просто в стоимость товара у них заложена повышенная стоимость аренды помещения. И не стоит исключать, что норма прибыли с продажи каждой единицы товара оказывается даже меньше, чем в обычном месте, считают в www.irn.ru. Зато оборот на вокзале намного выше, чем на улице, но и доход от сдачи таких торговых площадей в аренду куда больше обычного.

Теперь все площади будут полностью контролироваться РЖД. Резонно предположить, что затраты на ремонт фасадов вокзалов корпорация захочет восполнить за счет сдачи в аренду новых торговых площадей по немаленькой цене.

Напрашиваются аналогии с аэропортами, особенно международными: любой товар там стоит в два, а то и в семь-восемь раз дороже, чем в городе. Покупай здесь или езжай за 20 км в Москву. Когда же сдачу всех торговых площадей на вокзалах будет контролировать единолично РЖД, возможно, прибавится работы у антимонопольщиков. Хотя на торговлю в аэропортах последние внимания что-то не обращают.

Безопасность

При осмотре на прошлой неделе Киевского вокзала мэру представили проект реконструкции здания. Особое внимание градоначальник обратил на обеспечение безопасности комплекса.

«Нужно покупать современные системы видеонаблюдения, ставить их здесь (в здании) и снаружи, оборудовать смотровые зоны, специальные просмотровые (комнаты), системы обнаружения взрывчатых веществ», – отметил Собянин (цитата по «Интерфаксу»).

По его словам, если РЖД не определится с территориями, которые обслуживают линейные отделы милиции, то безопасность здесь будет обеспечивать город силами вневедомственной охраны, передает «Интерфакс».

Что скрывается за этой туманной формулировкой – непонятно. Но двоевластие по охране порядка уже предполагается.

Такси и другой транспорт

Засилье «бомбил» на вокзалах по сравнению с «официальными» такси, которым был недоволен мэр Собянин, тоже в одночасье не ликвидировать. Пока что с этой проблемой борются спорадически. Единый контроль РЖД над площадями (со шлагбаумами и платным въездом) вряд ли принесет плоды без политической воли городских властей.

Для сравнения: опять напрашивается аналогия с аэропортами. Даже «официальные» такси, которые по заказу встречают пассажира, предпочитают парковаться перед въездом в аэропорт. А уже потом, когда клиент получит багаж и позвонит, что готов выйти, быстро подъезжают к терминалу и забирают его, чтобы уложиться в отведенное бесплатное время пребывания на территории аэропорта.

То же самое предстоит увидеть и около железнодорожных вокзалов. Но если у аэродромов на обочинах подъездных магистралей ожидающие машины не создают особых проблем для движения, то можно представить себе пробки в близлежащих к трем вокзалам улочках, если сама Комсомольская площадь окажется закрыта для бесплатного въезда.

Хватит ли политической воли городу и органам внутренних дел каждодневно (не рейдами) бороться с неправильными парковками на близлежащих улицах? Пока что все декларации мэра нашли отражение в реальности только на Тверской, да и то ненадолго. (Подробнее о транспортных и парковочных проблемах в статьях «Еще 300 верст дорог в Москве», «Пробки»: политическая воля нужна не только в градостроительстве», «Политическая воля и высокая цена парковки освободят Москву от пробок» и «Москве необходим баланс между «недобором» и «перебором» парковок»).

Следует учесть, что на самих привокзальных отгороженных территориях пробок не будет. РЖД будут жестко контролировать оплату за посещение их территории на колесах. А вот прилегающие проблемы останутся в ведении московских властей.

Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00
CORE.XP логотип

Новые факторы капитализации жилых проектов в 2025 году

Аналитики жилого направления CORE.XP провели исследование, чтобы узнать о динамике капитализации жилых проектов в 2025 году и новых принципах формирования стоимости жилья после ввода в эксплуатацию.
00
NF Group

Запрашиваемые ставки аренды офисов класса B в Санкт-Петербурге за год выросли на 24% – до 1,9 тыс руб за квм

К началу октября 2025 года на петербургском рынке офисной недвижимости наибольшие темпы годового роста демонстрируют ставки аренды офисов класса B (+24,2%).
00
Метриум Групп, логотип компании

Осеннее оживление – спрос на новостройки показал уверенный рост в III квартале 2025 года

По наблюдениям экспертов «Метриум», которые проанализировали последние данные Росреестра Москвы, сентябрь показал рост по всем ключевым метрикам как в годовом, так и в месячном выражении.
00
Складской комплекс класса А «Коледино»

Производитель корейской косметики при поддержке Invest7 арендовал крупный склад класса А в «Коледино»

Компания из Владивостока, производитель и дистрибьютор корейской косметики, арендовала помещение площадью более 2 800 квм. в складском комплексе класса А «Коледино» на юге Москвы. Сделку сопровождали консультанты компании Invest7.
00
МФК LAKES, ул. Озерная, вл. 42

Зеленую зону с велопарковками обустроят возле многофункционального комплекса LAKES в Очаково-Матвеевском

В рамках благоустройства территории МФК LAKES в районе Очаково-Матвеевское планируется провести комплексное озеленение и установить велопарковки. 19-этажное здание строится по адресу: ул. Озерная, вл. 42 (ЗАО).
00
Объединенное Кредитное Бюро (ЗАО «ОКБ»), логотип компании

Итоги ипотечного кредитования в сентябре 2025 года

За месяц банки выдали 84,02 тыс. ипотечных кредитов на 361,27 млрд руб. В годовом отношении количество выдач осталось практически без изменений, объем вырос на 2%.
00
Строительство дома - построено несколько этажей, рядом стоит кран

Как правильно выбрать пустотные плиты перекрытия для дома

Рассматриваются ключевые аспекты выбора пустотных плит перекрытия. Описывается расшифровка маркировки ПК, расчетные нагрузки и правила визуального осмотра изделий при доставке на строительный объект.
00
Мобильный склад для этилового спирта и фармсубстанций

Этиловый спирт - классификация и хранение

Этиловый спирт является одним из наиболее распространенных химических веществ в промышленности, медицине и пищевом производстве. Правильная классификация данного вещества критически важна для обеспечения безопасности при транспортировке.
00
Бизнес-парк «Сколково»

в Можайском районе построили новые здания административно-торгового комплекса «Бизнес-парк «Сколково»

В Можайском районе на западе Москвы завершили второй этап строительства первой очереди многофункционального административно-торгового комплекса «Бизнес-парк «Сколково». Адрес объекта Сколковское шоссе, дом 43.
00
Метриум Групп, логотип компании

Итоги III квартала 2025 года на первичном рынке новостроек Московской области

Объем предложения за квартал сократился на 5%. Средневзвешенная цена квадратного метра составила 204 610 рублей (+4% за квартал, +8% за год). Было заключено 10,9 тыс. ДДУ (+14% за квартал, +20% за год).
00
ЖК Skolkovo ONE осень 2025

Компания IKON Development приступила к передаче ключей от квартир в ЖК Skolkovo ONE

Три монолитно-кирпичных дома на 676 квартир построены в поселке Заречье на территории городского округа Одинцово, рядом с Мещерским парком. Общая площадь новых корпусов составляет более 44 тыс. кв. метров.
00
КРТ: 1-я Владимирская улица, владение 18А

По проекту КРТ на 1-й Владимирской улице появится жилье для программы реновации

Участок размером 0,52 гектара находится в районе сложившейся застройки по адресу: 1-я Владимирская улица, владение 18А. Здесь будет построено жилье общей площадью около 18,2 тысячи квадратных метров.
00
NF Group

Средняя площадь лота на вторичном рынке элитного жилья Санкт-Петербурга в 1,5 раза больше, чем на первичном

По итогам III квартала 2025 года средняя площадь элитных квартир и апартаментов на вторичном рынке Санкт-Петербурга снизилась за год на 14 квм. (-7%) и составила 182 квм. На первичном рынке этот показатель равен 125 квм.
00
Управление Росреестра по Москве, логотип ведомства

Итоги трех кварталов на первичном рынке столичной недвижимости

Всего в январе-сентябре 2025 года в столице зарегистрировано 84 595 ДДУ. Это на 14,8% меньше чем за 9 месяцев 2024 года (99 250) и на 25,8% уступает аналогичному периоду 2023 года (113 970 ДДУ).
00
Дарья Туркина, архитектор и руководитель архитектурного бюро BOHAN Studio, на IV Форуме дизайнеров интерьера

Форум 100+ TechnoBuild и IV Форум дизайнеров интерьера в Екатеринбурге. Архитектура и дизайн, как искусство взаимодействия с материалом

Архитекторы, дизайнеры и поставщики обсудили, как разные подходы к выбору материалов помогают создавать уникальные жилые и общественные пространства.
Или войти с помощью: