13.10.2025
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
13.10.2025
Новости компаний, пресс- и пост-релизы

Засекреченные места в Московском метро уже были до его рождения в 1935. В проекте второй очереди была станции «Советская» под Советской пл. между станциями «Театральная» (в те времена «Площадь Свердлова») и «Маяковская». В процессе строительства по личному распоряжению Сталина «Советскую» приспособили для подземного пункта управления Московского штаба ГО.
Возникший вследствие ее закрытия необоснованно длинный перегон в самом центре Москвы был ликвидирован только 15.07.1979 строительством «Горьковской»-«Тверской». Реализация этого проекта обошлась очень дорого даже по временам застоя. Если внимательно смотреть на перегон перед «Тверской», можно увидеть следы «Советской»

Следующей был довоенный (а также послевоенный) проект модернизации «Арбатско-Покровской» для связи Кремля с обоими сталинскими бункерами. Сталин до войны планировал построить самый большой стадион не только для ожидаемой Олимпиады. Hа идею стадиона СССР (или Народов) его натолкнули массовые пропагандистские мероприятия, часто проводимые нацистами в Германии для немецкого народа и так любимые фюрером. Под будущим стадионом (кусок которого все-таки построили) был возведен бункер для Сталина с небольшим залом для выступлений и тоннелем к трибунам. Были сооружены два автомобильных тоннеля: к Кремлю (причем ворота тоннеля расположены точно под Спасскими воротами) и в район станции метро «Сокольники». Существует переход от «Измайловского Парка» к бункеру. Средний путь на станции, кроме запланированного большого пассажиропотока, нес функцию спецпути Сталина во время торжественных мероприятий. Обратите внимание на изящные лампочки, освещающие средний путь. Их нет на крайних путях. Аналогичный бункер Сталина был построен под его дачей в Кунцево (туда тоже идет автомобильный тоннель от общественной приемной Минобороны на Мясницкой, 37 через Кремль). О нем знают только специалисты МЧС: прямо над ним расположен Центральный региональный центр этого ведомства. О мнительности Сталина известно. С первых дней войны он колебался, оставаться ему в столице или уехать вместе с правительством в Куйбышев (ныне Самара).

Когда бомбежки Москвы участились, он приказал построить бомбоубежище, которое вырыли в Кунцеве на глубине пятнадцати метров. Для того чтобы полностью обезопасить вождя, в качестве перекрытий использовали чугунные рельсы. По словам полковника МЧС Сергея Черепанова, сооружение и сегодня выдержит прямое попадание авиационной бомбы. Вход в бункер — обычная дверь, какую встретишь в любом подъезде, с кодовым замком. Очень чистая лестница с перилами уводит под землю. Полное ощущение, будто спускаешься в подвал обыкновенного жилого дома. Сталин по лестнице не ходил. Специально для него был пущен лифт, где уложили паркет, стены обшили деревянными панелями. Лифт соединял бомбоубежище с дачей Сталина, под которой и был вырыт бункер. Чтобы исключить случайные встречи Иосифа Сталина с обслуживающим персоналом, было построено несколько коридоров. В коридоре для дизелистов, кухарок и прочих стены покрыли белым кафелем. Сталин же шел от лифта по паркетному полу и обозревал мраморные стены. В бомбоубежище Иосиф Сталин проводил заседания Совета Обороны. Для этого был отведен просторный кабинет — «Генеральская». Его стены отделаны дубом и карельской березой. Посередине — овальный дубовый стол. У стены — столы для дежурных офицеров и стенографисток. С войны в бомбоубежище сохранились и восьмирожковые люстры. И только прямоугольной формы современные люминесцентные светильники напоминают о том, что на дворе не 1942 год. Небольшой коридор отделял от зала заседаний спальню вождя. Спальня очень маленькая. В ней помещались лишь кровать и тумбочка. Из-за этого бункера и был пущен 05.04.1953 загадочный участок глубокого заложения «Площадь Революции» — «Киевская». Боялся Сталин повторения случая с попаданием авиабомбы в перекрытие тоннеля на перегоне между «Смоленской» и «Арбатской». Участок был сооружен в рекордно короткий срок, менее чем за два года, несмотря на то, что трасса проходила в исключительно неблагоприятных гидрогеологических условиях. Впервые пришлось решить задачу сопряжения тоннелей двух радиусов — действующего и нового, без остановки нормального движения. Для этого соорудили тоннель увеличенного диаметра, который как бы вместил действующий тоннель. Тоннель за «Киевской» был пройден и дальше аж до Парка Победы. По плану 1932 года линия в Кунцево и Крылатское должна была быть полностью подземной. А проходить она была должна рядом с дачей Сталина. Когда строили новую экспресс-линию до «Кунцевской», этот тоннель был использован. Это объясняет такой странный выбор трассы.

Впервые про кремлевский эвакуационный метротоннель, идущий далеко за пределы Москвы, я услышал в 81—82 годах от своего дяди — электронщика, работавшего тогда в одном из «ящиков», связанных с ЭВМ для армии. Информация отпечаталась в мозгу и стала одной из причин моей любви к шастанью по подземельям. Первая серьезная информация про эти метротоннели появилась в 92 году в одном из номеров «АиФ». Там какая-то тетка написала, что ее знакомая работала уборщицей в КГБ и ее возили на спецобъекты особыми линиями метро. «АиФ» дал ответ, что эта система описана в ежегодном издании Министерства Обороны США по Советским Вооруженным Силам за 1991 год. Еженедельник опубликовал упрощенную карту и список линий по состоянию на 91 год.
В 92 тему подхватили другие издания. С легкой руки журнала «Огонек» систему назвали Метро-2. Стараниями желтой прессы было пущено в ход нереальное количество чуши и баек, благодаря чему большинство москвичей вообще сомневаются в существовании системы. Есть еще пара статей, которые я так еще и не читал: «В круге втором» в «Московских Новостях» за 02.08.92 и в «Комсомольской Правде» в каком-то из субботних номеров осени 92 года на 3 странице. Тему прорабатывала в 92 году в своих сюжетах субботняя телепрограмма «Центр». В 93 году и далее тематика про Метро-2 практически полностью исчезла из прессы, кто-то, видно, очень серьезно надавил.

Схема Метро-2, выставленная во многих местах в Интернете, составлена мной в 1995 на основе этой карты и других данных, собранных мной к тому моменту и в большинстве случаев ошибочных. Из-за этого в схему закралось много ошибок. У меня в планах приготовить в ближайшее время новую схему.

Итак, Метро-2

Линия ...

Читать далее на http://www.metro.ru/

Источник:

При размещении активная ссылка и указание автора обязательны!
Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00
ЖК Грин, которым управляет УК ЮНИТ Сервис Казань

Жителям Казани стала доступна оплата коммунальных услуг в одном приложении

Управляющая компания «ЮНИТ Сервис Казань» одна из первых в Татарстане начала использовать функцию внешних платежей в мобильном приложении жителя.
00
Parametr ввел в эксплуатацию вторую очередь промпарка Сенькино

Parametr ввел в эксплуатацию вторую очередь промпарка Сенькино

Первая очередь промпарка Сенькино была введена в эксплуатацию в апреле прошлого года. В настоящий момент идет активное строительство третьей очереди промпарка. Готовность третьей очереди – 3 квартал 2026 года.
00
Минусинская ул., влд. 14А. СВАО, Лосиноостровский

Ведется строительство жилого дома по программе реновации на Минусинской улице

Работы идут в Северо-Восточном административном округе по адресу: ул. Минусинская, земельный участок 14А. Новостройка переменной этажности будет состоять из трех секций, жилая площадь составит более 24,2 тыс. квм.
00
bnMAP.pro логотип

Продажи нежилых лотов в новостройках Москвы в сентябре заметно выросли к августу

В сентябре 2025 года в новостройках Москвы было реализовано 2,62 тыс. нежилых помещений. Это на 42,1% больше, чем в августе 2025 года (1,85 тыс.), но на 16,9% меньше, чем в сентябре 2024 года (3,16 тыс.).
00
IBC Real Estate, логотип

Москва будущего по программе создания мест приложения труда (МПТ)

В Москве в рамках программы МПТ будет построено 6,8 миллионов квадратных метров современной недвижимости, что обеспечит рабочими местами более 310 тысяч человек.
00
Движение.ру логотип

Объем просроченной задолженности по ипотечным кредитам достиг максимальных значений

В августе 2025 года объем просроченной задолженности по ипотечным кредитам достиг максимальных значений за всю историю существования ипотечных программ в России и составил 156,9 млрд рублей.
00
КРТ: Летчика Бабушкина ул., вл. 30, стр. 1

Жилой квартал с объектом здравоохранения построят по проекту КРТ в Лосиноостровском районе

Проект комплексного развития территорий в Лосиноостровском районе предусматривает реорганизацию участка площадью 3,64 гектара. В течение шести лет назначенный городом оператор построит здесь около 111 тыс. квм. недвижимости.
00
ЖК комфорт-класса Первый Рязанский, рендер проекта

ЮВАО и ЮАО лидируют по предложению в строящихся массовых проектах

Объем предложения в строящихся массовых проектах «старой» Москвы за год сократился на 27%. Экспозиция в строящихся комплексах выросла только в ЮАО, который вместе с ЮВАО лидирует по данному показателю в столице.
00
Реновация: Циолковского ул., влд. 3. СЗАО, Покровское-Стрешнево

Дом по программе реновации появится в районе Покровское-Стрешнево

Объект переменной этажности построят в районе Покровское-Стрешнево по адресу: ул. Циолковского, вл. 3. Площадь квартир в трехсекционной новостройке составит свыше 10,7 тысячи квадратных метров.
00
Метриум Групп, логотип компании

Доля квартир без отделки в новостройках столицы превысила 60%

За прошедший год объем предложения без отделки на рынке первичного жилья «старой» Москвы увеличился почти на 15%, подсчитали эксперты компании «Метриум». Доля таких квартир достигла рекордных 61,1%.
00
Реновация: 9-я Парковая ул., влд. 50, корп. 2 и 9-я Парковая ул., влд. 52, к. 1

В Измайлово освободили площадку для строительства жилья по программе реновации

Город демонтировал ранее расселенную пятиэтажку на 9-й Парковой улице. На освободившемся месте сформирована площадка для строительства нового жилого комплекса по программе реновации.
00
ЖК Soul, ул Часовая 3 корпуса на 886 квартир

В жилом комплексе SOUL в районе Аэропорт появятся три новых корпуса на 886 квартир

Выдано разрешение на строительство третьей очереди жилого комплекса SOUL на севере столицы. Три корпуса с единым подземным паркингом будут возводиться в районе Аэропорт по строительному адресу: ул. Часовая, з/у 28/1.
00
ЖК «Кавказский бульвар 51» (Кавказский бульвар, д. 51, к. 1)

Стартовала выдача ключей в двух корпусах жилого комплекса «Кавказский бульвар 51»

Дольщики корпусов № 1.5 и 1.6, возведенных в жилом комплексе «Кавказский бульвар 51» в районе Царицыно, начали получать ключи. Девелопер проекта – компания ПИК.
00
ЮВАО, р-н Кузьминки, ул. Академика Скрябина, д. 30, корп. 1

Крупное помещение в районе Кузьминки выставили на торги

Предприниматели могут принять участие в торгах по продаже нежилого помещения площадью 1276,4 м². Объект находится по адресу: улица Академика Скрябина, дом 30, корпус 1, и занимает первый этаж и подвал.
Или войти с помощью: