17.10.2025
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
17.10.2025
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
17.10.2025
Материалы и оборудование

Недавно министр транспорта России Игорь Левитин сообщил, что за ближайшие 7 лет в Москве будет построено 79 км новых линий, 43 станций и 7 депо метрополитена. Конечно, рекорды московским метростроевцам устанавливать не впервой. При этом следует учесть, что в ближайшие годы Россию ждет сложная с финансовой точки зрения экономическая ситуация. И рассчитывать, что федеральное правительство на этом фоне будет оказывать экстраординарную поддержку московскому метрополитену вряд ли стоит. На фоне кризиса задача правительства России состоит в том, чтобы поддерживать уровень производства на прежнем уровне, а не наращивать его. Поэтому, по оценкам «Индикаторов рынка недвижимости», заявленные планы, скорее всего, выполнены не будут, а служат, по всей видимости, одним из способов борьбы за повышенное бюджетирование отрасли на фоне кредитного кризиса на зарубежных рынках.

В течение последних 7 лет в Москве было построено 23 км новых линий. И это с учетом легкого метро и монорельса. Если же их не брать в расчет, то объем ввода снизится до 14,5 км. Или по 2-3 км «подземки» в год. В то же время, если к 2015 году планируется возвести 79 км новых линий, то в год необходимо сооружать примерно по 11 км. Схожим образом обстоит дело и с количеством станций. С 2000 года в Москве было введено в строй 20 новых станций метро, то есть в среднем по 3 станции в год. При этом Минтранс обещает сдать за ближайшие 7 лет 43 новых станции, то есть метростроевцам придется возводить примерно по 6 станций в год.

Конечно, рекордные годы были в истории московского метрополитена, но их можно сосчитать по пальцам одной руки. Так, за 1 год, с 1934 по 1935, было введено в строй 11 км новых линий и 13 новых станций. За год с 1937 по 1938 было построено 9 новых станций и 10,8 км новых линий. В промежуток 1965-1966 годов за 12 месяцев было сдано 12,9 км новых линий и 7 новых станций. В 1978-1979 годах так же за 12 месяцев московские метростроевцы прошли 11,4 км новых линий и возвели 6 новых станций. Последний всплеск такой активности был отмечен в 1994-1995 года, когда за 12 месяцев было проложено 12,1 км новых линий и открыто 7 новых станций.

Примечательно в данном случае, то, что все перечисленные периоды являются в том или ином смысле экстраординарными с точки зрения сложившейся на тот момент политэкономической ситуации в стране в целом. 1934-1935 годы – время активной деятельности главы Наркомата внутренних дел (НКВД) Генриха Ягоды и начало стахановского движения, которое было изначально связано так же, как и строительство метро, с проходческими работами. 1937-1938 годы – время наибольших репрессий при новом главе НКВД – Николае Ежове.

Следующие 2 рекорда в истории московского метростроя советсткого периода связаны с именем Виктора Гришина, который к этому времени вошел в Московский горком Коммунистической партии Советского Союза (МГК КПСС), а спустя некоторое время стал его первым секретарем. В 1965-1966 годах началась новая волна Всесоюзных комсомольских строек. В этот раз энтузиазм масс был направлен на строительство новых дорог. На этом фоне Виктор Гришин объявил мобилизацию комсомольских организаций на развитие столицы и превращение ее в образцовый коммунистический город, а строительство метро также входило в сферу активности комсомола.

Период 1978-1979 годов связан с 2 факторами. В 1980 году заканчивалась X экономическая пятилетка, план которой традиционно было нужно выполнить за 4 года, то есть в 1979 году. Кроме того, в 1979 году проходили очередные выборы депутатов в Верховный Совет СССР, и московской партийной организации необходимо было значимое экономическое достижение для прохождения своего представителя в законодательный орган страны. Виктор Гришин формально выдвигался от Перовского района Москвы. И в качестве достижения он предложил построить в этот район ветку метро, что и было сделано. Между тем на момент сдачи этой ветки – в 1979 году – экономической целесообразности в ней не было, так как большинство населения Перово и Новогиреево работало в расположенных поблизости с жилыми кварталами заводах. В итоге, после запуска в 1979 году этой ветки поезда ходили там с увеличенными зачастую до 30 мин интервалами и укороченными подчас до 4 вагонов составами, что очень напоминает историю со сдачей монорельса уже в наше время. При этом сдана была новая ветка, как обычно, к празднику – 30 декабря 1979 года.

Наконец последний эпизод «героических подвигов» московских метростроевцев связан с периодом первичной активности на посту московского мэра Юрия Лужкова, который хотел показать себя с лучшей стороны после ухода его предшественника Гавриила Попова. И в качестве такого достижения было завершено строительство большого проекта, начатого, еще в советское время – строительство Люблинской ветки, где поезда до сих пор ходят с увеличенными интервалами.

Таким образом, можно сказать, что яркие страницы в истории московского метрополитена, конечно, были, но все они были разовыми рывками, а не планомерным ежегодным производством «на гора». При этом ожидать, что в ближайшие годы московский метрострой перейдет в этот режим, вряд ли стоит. Хотя многие сравнивают нынешнее время с советским периодом, но ни энтузиазма масс, ни массовых репрессий сейчас нет, то есть отсутствует «перводвигатель» советских достижений. Кроме того, на фоне финансового кризиса сокращается количество доступных заемных средств, за счет которых московское правительство последние годы осуществляло все инфраструктурные проекты, в том числе и по развитию Московского метрополитена.

Сокращается число свободных средств и на федеральном уровне. При этом зачастую оказывается действенным принцип «проси больше, получишь то, что нужно». Дополнительным поводом к заявлениям о рекордных планах может быть и общий настрой руководства страны на инновационный прорыв. А он связан в том числе и с развитием дорожной инфраструктуры. И проблемы в этой сфере есть в Москве. Так, по словам Игоря Левитина, сейчас около 24% населения столицы не имеет доступа к метро. Исходя из европейских стандартов, отставание в сооружении линий превышает 100 км.

В итоге, общая стоимость заявленной программы составила 4,9 трлн руб. Не удивительно, что министр транспорта говорит о столь масштабных планах. Суммарный эффект от их реализации тоже оценивается Игорем Левитиным весьма существенно – в 7,2 трлн руб., то есть доходность проекта должна составить порядка 50%. Однако надо учесть, что до 2015 года инфляция также не будет стоять на месте. Кроме того, за 7 лет состав правительства тоже может поменяться. В итоге, по оценкам, аналитического центра www.irn.ru, у Минтранса к 2015 году может найтись множество причин, почему программа не была выполнена.

IRN.RU

Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00
CORE.XP логотип

Новые факторы капитализации жилых проектов в 2025 году

Аналитики жилого направления CORE.XP провели исследование, чтобы узнать о динамике капитализации жилых проектов в 2025 году и новых принципах формирования стоимости жилья после ввода в эксплуатацию.
00
NF Group

Запрашиваемые ставки аренды офисов класса B в Санкт-Петербурге за год выросли на 24% – до 1,9 тыс руб за квм

К началу октября 2025 года на петербургском рынке офисной недвижимости наибольшие темпы годового роста демонстрируют ставки аренды офисов класса B (+24,2%).
00
Метриум Групп, логотип компании

Осеннее оживление – спрос на новостройки показал уверенный рост в III квартале 2025 года

По наблюдениям экспертов «Метриум», которые проанализировали последние данные Росреестра Москвы, сентябрь показал рост по всем ключевым метрикам как в годовом, так и в месячном выражении.
00
Складской комплекс класса А «Коледино»

Производитель корейской косметики при поддержке Invest7 арендовал крупный склад класса А в «Коледино»

Компания из Владивостока, производитель и дистрибьютор корейской косметики, арендовала помещение площадью более 2 800 квм. в складском комплексе класса А «Коледино» на юге Москвы. Сделку сопровождали консультанты компании Invest7.
00
МФК LAKES, ул. Озерная, вл. 42

Зеленую зону с велопарковками обустроят возле многофункционального комплекса LAKES в Очаково-Матвеевском

В рамках благоустройства территории МФК LAKES в районе Очаково-Матвеевское планируется провести комплексное озеленение и установить велопарковки. 19-этажное здание строится по адресу: ул. Озерная, вл. 42 (ЗАО).
00
Объединенное Кредитное Бюро (ЗАО «ОКБ»), логотип компании

Итоги ипотечного кредитования в сентябре 2025 года

За месяц банки выдали 84,02 тыс. ипотечных кредитов на 361,27 млрд руб. В годовом отношении количество выдач осталось практически без изменений, объем вырос на 2%.
00
Строительство дома - построено несколько этажей, рядом стоит кран

Как правильно выбрать пустотные плиты перекрытия для дома

Рассматриваются ключевые аспекты выбора пустотных плит перекрытия. Описывается расшифровка маркировки ПК, расчетные нагрузки и правила визуального осмотра изделий при доставке на строительный объект.
00
Мобильный склад для этилового спирта и фармсубстанций

Этиловый спирт - классификация и хранение

Этиловый спирт является одним из наиболее распространенных химических веществ в промышленности, медицине и пищевом производстве. Правильная классификация данного вещества критически важна для обеспечения безопасности при транспортировке.
00
Бизнес-парк «Сколково»

в Можайском районе построили новые здания административно-торгового комплекса «Бизнес-парк «Сколково»

В Можайском районе на западе Москвы завершили второй этап строительства первой очереди многофункционального административно-торгового комплекса «Бизнес-парк «Сколково». Адрес объекта Сколковское шоссе, дом 43.
00
Метриум Групп, логотип компании

Итоги III квартала 2025 года на первичном рынке новостроек Московской области

Объем предложения за квартал сократился на 5%. Средневзвешенная цена квадратного метра составила 204 610 рублей (+4% за квартал, +8% за год). Было заключено 10,9 тыс. ДДУ (+14% за квартал, +20% за год).
00
ЖК Skolkovo ONE осень 2025

Компания IKON Development приступила к передаче ключей от квартир в ЖК Skolkovo ONE

Три монолитно-кирпичных дома на 676 квартир построены в поселке Заречье на территории городского округа Одинцово, рядом с Мещерским парком. Общая площадь новых корпусов составляет более 44 тыс. кв. метров.
00
КРТ: 1-я Владимирская улица, владение 18А

По проекту КРТ на 1-й Владимирской улице появится жилье для программы реновации

Участок размером 0,52 гектара находится в районе сложившейся застройки по адресу: 1-я Владимирская улица, владение 18А. Здесь будет построено жилье общей площадью около 18,2 тысячи квадратных метров.
00
NF Group

Средняя площадь лота на вторичном рынке элитного жилья Санкт-Петербурга в 1,5 раза больше, чем на первичном

По итогам III квартала 2025 года средняя площадь элитных квартир и апартаментов на вторичном рынке Санкт-Петербурга снизилась за год на 14 квм. (-7%) и составила 182 квм. На первичном рынке этот показатель равен 125 квм.
00
Управление Росреестра по Москве, логотип ведомства

Итоги трех кварталов на первичном рынке столичной недвижимости

Всего в январе-сентябре 2025 года в столице зарегистрировано 84 595 ДДУ. Это на 14,8% меньше чем за 9 месяцев 2024 года (99 250) и на 25,8% уступает аналогичному периоду 2023 года (113 970 ДДУ).
00
Дарья Туркина, архитектор и руководитель архитектурного бюро BOHAN Studio, на IV Форуме дизайнеров интерьера

Форум 100+ TechnoBuild и IV Форум дизайнеров интерьера в Екатеринбурге. Архитектура и дизайн, как искусство взаимодействия с материалом

Архитекторы, дизайнеры и поставщики обсудили, как разные подходы к выбору материалов помогают создавать уникальные жилые и общественные пространства.
Или войти с помощью: