Статистика говорит, что в 2010 году россияне пользовались банковским кредитом для приобретения жилья вдвое чаще, чем в позапрошлом. О восстановлении ипотечного рынка говорит растущий спрос на недвижимость в новостройках и возврат банков к докризисным условиям ипотеки.
Тенденцией в развитии ипотеки стали развитие специальных продуктов для отдельных категорий клиентов и посредничество в обеспечении сложных сделок.
Развитие «социальной» ипотеки для молодых семей и военных - главная тенденция прошедшего года. «Военная ипотека» это ипотечные кредиты для участников системы жилищного обеспечения военнослужащих. Гарантии по военной ипотеке предоставляет государство. Военослужащие платят в обеспечение ипотеки государственные средства, которые поступают на именные счета. Собственные сбережения допускается вносить в дополнение к первоначальному взносу, если есть необходимость увеличить стоимость приобретаемой жилплощади. Дополнительным стимулом к распространению военной ипотеки послужило уменьшение ставок с 2011 года на 1,25%.
Еще один социальный ипотечный кредит - «Материнский капитал» предполагает использование в качестве первоначального взноса седств материнского капитала. Этот кредит направлен на помощь в на покупке жилья на вторичном рынке семьей со средним доходом. Процентная ставка по данному продукту одна из самых низких. Кроме того, для ипотеки с использованием материнского капитала банки не влючают затраты на страхования ответственности что приводит к экономия порядка 2-19% от общего размера кредита. Сертификат на использование капитала позволяет погасить банку часть ссуды в течение полугода.
Социальные продукты наряду с уменьшением ставок позволили вновь поднять интерес граждан России к ипотеке. Кроме того, кризис заставил банки искать пути повышения эффективности своей работы. Получило импульс тесное сотрудничество с клиентами и риэлторами, что в некоторых случаях серьезно упрощает для клиентов процесс сделки по ипотеке. Банки готовы предоставить свои услуги для проведения сложных сделок, таких как покупка квартиры в другом городе или переезд. Уменьшились сроки одобрения заявки, автоматизирован процесс общения с клиентами.